«Вы будете преподавать робототехнику? Но вы же женщина!»: история криворожской ученой Галины Алеки

«Вы будете преподавать робототехнику? Но вы же женщина!»: история криворожской ученой Галины Алеки

Фото: Первый Криворожский

Недавно в Днепропетровской области отметили 20 лучших ученых области. Среди них и преподавательница Криворожского педагогического университета Галина Алека — 29-летняя ученая, преподавательница курсов по робототехнике и доктор философи.

1kr.ua пообщались с Галиной, чтобы узнать, как мотивируют себя ученые, с какими стереотипами сталкиваются женщины при изучении и преподавании точных наук, насколько трудно внедрять научное мировоззрение в криворожском вузе. В материале также ищите топ советов для молодых ученых опытной исследовательницы.

Кто такая Галина Алека

Галина родилась и училась в Кривом Роге. Ее пристрастие к науке, но сначала просто к обучению проявилось еще в младших классах, когда девушка училась в школе №122. Галина даже сохранила контакт с учительницей начальных классов, которая первой продемонстрировала ей, что обучение может быть интересным.

Галина в школе отлично усваивала все дисциплины, а особенно физику и математику. Во время учебы участвовала в предметных олимпиадах, командных конкурсах и общественных мероприятиях. Часто было такое, что Галина по собственному желанию записывалась на несколько олимпиад, они приходились на один день, и девушке действительно тяжело было отдать предпочтение чему-то одному.

Во время учебы в школе Галина защитила в Малой академии наук Украины научную работу по проблемам окружающей среды и их решению, а также особенностям питания человека. Школьные учителя даже спорили между собой, кем же девушка — гуманитарий или технарь (спойлер — сейчас она считает себя технарем).

С выбором профессии Галина колебалась, ведь на бюджет прошла повсюду, куда подавала заявки. Следует отметить, что для абитуриентки важным фактором выбора университета была возможность учиться честно, без коррупции. Старшие товарищи посоветовали педагогический. И Галина остановила свой выбор по специальности «Математика (дополнительная специальность: информатика)» КГПУ. Университет, конечно, она окончила с отличием.

Сразу после магистратуры Галина пошла учительствовать в школу №72, где проработала почти 6 лет, параллельно учусь в аспирантуре.

Как только я пришла в школу, получила задание подготовить ученицу к областному конкурсу, — вспоминает Галина. — Я была молодым специалистом, с небольшим опытом, но эта ученица выиграла в конкурсе. Потом так было еще три года подряд, а первую победу я вспоминаю до сих пор — это и мое достижение как педагога, это было очень радостно.

«Стремительное развитие информатики увлекает и мотивирует меня»: о преподавании в университете



Сейчас Галина преподает в Криворожском государственном педагогическом университете на кафедре информатики и прикладной математики дисциплины "3D-графика и моделирование", "Вебпрограммирование", "Основы алгоритмизации и программирования" и "Мультимедиа".

Большинство людей думают, что работа преподавателя заключается в проведении пар и проверке самостоятельной работы студентов, — говорит Галина. — Но работа преподавателя не ограничивается и не кончается этим. По крайней мере, в области информатики так точно. Технологии развиваются довольно быстро, и преподавателю нужно постоянно изучать изменения и адаптироваться. Стремительное развитие отрасли увлекает меня. Еще большее удовольствие я получаю от коммуникации со студентами и обратной связи.
Преподавательница считает: тяжелее всего — мотивировать студентов. Но она, похоже, нашла способ с ними успешно общаться. Самое важное — быть «на одном дыхании» со студентами, не смотреть "свысока" и поощрять задавать вопросы. Галина говорит: вопрос можно задавать в любое время, поэтому часто студенты спрашивают что-то даже ночью, и она отвечает. Подводя итоги учебного года 2022-2023 в виде квеста на онлайн-доске, педагогиня получила топ основных впечатлений от сотрудничества со студентами. Большинство из них обратили внимание, что именно Алеке не боялись задавать вопросы, и это было действительно ценным. На занятиях, считает преподавательница, важно применять разные виды работы, ведь монотонные лекции не очень вдохновляют заниматься наукой. Поэтому всевозможные квесты, дискуссии, диспуты, круглые столы, работа в группах – лучшие друзья современных преподавателей.

«Вы будете преподавать робототехнику? Но ведь вы — женщина!»: о стереотипах


В обществе распространено мнение о том, что девушки менее склонны к точным наукам — математике, информатике. Но поток студентов на физмате, где училась будущая ученая, ломал этот стереотип: математике обучались 29 девушек и 1 парень. Сейчас, в 2023 году, информатики в КГПУ на втором курсе обучаются 14 студентов - 3 девушки и 11 парней.

Вспоминает Галина и другой случай, когда во время ее выступления на конкурсном наборе экспертов по аккредитации образовательных программ ее конкуренты на должность — мужчины — реагировали несерьезно, позволяя себе шутить по поводу ее пола и возраста.

Мне кажется, что сейчас больше возможностей для женщин в науке, чем раньше, — говорит ученая. — Если у тебя есть специальность, знания, то все обычно доступно, и люди относятся с уважением. Но был другой случай, когда я устроилась в школу робототехники, и мама одного из моих учеников на первом занятии удивилась: "Вы будете вести робототехнику? Но ведь вы женщина!" И два месяца мамы моих учеников присутствовали на занятиях, контролировали, как я их провожу, какие вопросы задаю и компетентна ли.


Иногда Галину не воспринимают серьезно из-за возраста: «А я еще и выгляжу моложе своих 29. Но со временем люди понимают и начинают проявлять уважение, стоит только демонстрировать свой профессионализм».

Робототехники, кстати, Галина начала обучать детей в 2018 году. Сейчас, говорит преподавательница, те дети, чьи мамы контролировали проведение занятий в первые месяцы, поддерживают с ней контакт, всегда реагируют на публикации в соцсетях и делятся своими достижениями. Работотехнике, считает ученая, важно учить, чтобы развивать в детях абстрактное и математическое мышление, а также умение формулировать свои мысли и планировать действия. Ведь карантин через пандемию, а впоследствии снова перевод школ в режим онлайн из-за войны все же негативно влияет на развитие детей.



Сейчас я работаю в приемной комиссии университета, – говорит Алека. — Каждый день приходят абитуриенты, возраст которых 17+, и они не могут объяснить, с какой целью пришли сюда: подать заявление, создать электронный кабинет, зарегистрировать льготу? Они дают мне документы, и нужно много времени потратить, чтобы понять, что поступающий хочет с этим поделать. Робототехника с детства развивает hard skills и soft skills, которые дети используют в повседневной жизни.

Что воспитало Галину как научную



Больше всего за время обучения в университете запомнилась магистерская работа. Она была чисто математической, и студентке нужно было самостоятельно вывести формулы, чтобы значение определенной функции можно было вычислить без калькулятора, а с помощью этой формулы. Тема была сложной.

Эти формулы у меня были выписаны толстенные тетради, я выводила, выводила их, и у меня ничего не сходилось, — вспоминает Галина. — Я приходила с ними к научному руководителю, он говорил мне: «Не в том направлении двигаешься. У тебя есть неделя, чтобы переработать». Я сдала эту работу за пять минут до конца дедлайна, последнюю в группе. Это тогда даже ударило по моей самооценке, потому что я отлично училась на курсе. Но самое магистерское исследование воспитало во мне настойчивость, целеустремленность и умение работать на результат. Я получила 100 баллов за защиту.
Следует упомянуть и другие достижения Галины Алеки как ученой: она воплотила свою мечту о преподавании в университете, а еще участвовала в международной научной конференции в Польше в 2018 году. Девушка была аспиранткой и докладывала о результатах своих научных исследований. В 27 лет она получила степень доктора философии (PhD) по образовательным и педагогическим наукам. В мае 2023 года Галина получила награду лучшей ученой Днепропетровщины. Тогда наградили еще 19 ученых.



Кривой Рог — место силы


Мое глубокое убеждение в том, что для науки не существует никаких границ и границ, она появляется там, где есть пытливый ум, — считает Галина. — Я занимаюсь наукой именно в Кривом Роге по нескольким причинам: это мой родной город, рядом со мной моя семья, родные и близкие. Поэтому нет места, где я смогу иметь столько же поддержки и мотивации, как здесь, в Кривом Роге. Именно здесь место моей силы.

Галина планирует продолжать заниматься наукой в Кривом Роге, а своей амбициозной мечтой называет изменение системы высшего образования. Она говорит: трудно представить себя кем-то, кроме педагога-исследовательницы. Также ученая стремится к тому, чтобы ее научные исследования стали полезны и в Украине, и за рубежом.

Типичный день криворожской ученой


Когда начинается учебный год, типичный день преподавательницы такой: пары, проверка работ и консультирование студентов, изучение английского языка (не менее двух часов в неделю), просмотр видео по теме научных исследований на английском, чтение статей на английском, спорт и время с семьей.


Галина также старается уделять время научно-популярной литературе, которая связана с менеджментом и самоорганизацией, потому что считает большой проблемой большинства людей то, что они не могут организовать собственное время и не умеют планировать. Каждый день не менее часа преподавательница посвящает своей научной работе: анализирует литературу, пишет текст, планирует исследование.


5 советов от Галины Алеки для молодых людей, планирующих заняться наукой


  1. Занимайтесь научной деятельностью по сфере интересов, тогда наука будет в удовольствии.
  2. Учите английский язык. Владение английским дает больше возможностей в области исследований. В частности, статьи в рейтинговых научных журналах публикуются преимущественно на английском языке. К тому же англоязычную публикацию могут пересмотреть не только украинские, но и ученые загранучреждений высшего образования.
  3. Занимайтесь своим исследованием регулярно. Представьте, что это спорт. Если неделю не бегать на дорожке, при новой тренировке мышцы будут болеть сильнее, сил хватит меньше. Чем больше перерыв между занятиями, тем труднее проходит каждая тренировка. В науке не может существовать хаотический подход к написанию статей. Если в течение недели у вас есть 21 час свободного времени, то уделяйте внимание исследованию по меньшей мере по часу ежедневно, а не 3 дня по 7 часов — результативность такого подхода будет значительно меньше.
  4. Участвуйте в научных конференциях и презентуйте собственное исследование. Такие выступления позволяют другим ученым посмотреть на вашу работу «свежим глазом», а это возможность усовершенствовать ее.
  5. Общайтесь с опытными коллегами, чтобы понимать научные тренды. Не бойтесь спрашивать более успешных и, возможно, умнее вас людей — это способствует профессиональному развитию.


Фото: Марія Пунтус

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена