Фальшивые письма и звонки от банков: как криворожанам не попасть на крючок мошенников

Фальшивые письма и звонки от банков: как криворожанам не попасть на крючок мошенников

Фото: Первый Криворожский (иллюстрация)

В Украине распространено мошенничество, когда аферисты маскируются под банковских работников и выманивают данные клиентов, чтобы украсть деньги со счетов. Как работает схема, что на этот счет официально сообщают банки и как уберечься от ловушки мошенников — читайте в материале «Первого Криворожского».

Как работает схема?


Мошенники звонят по телефону или пишут людям, представляясь работниками «ПриватБанка», «Ощадбанка» или других финансовых учреждений. Они пугают якобы проблемами со счетом – подозрительной активностью, блокировкой карты, попыткой снять средства, потребностью срочно подтвердить данные.

Под предлогом «решения вопроса» злоумышленники просят перейти по ссылке или сообщить конфиденциальную информацию – номер карты, CVV-код, срок действия, PIN-код или одноразовые пароли из SMS.

Бизнес-клиенты могут получить письма вроде бы от имени банка, налоговой и других органов власти. Сообщения содержат ссылки на загрузку файлов, приложения в архивах или другие файлы, замаскированные под PDF.

Получив эти данные, мошенники похищают деньги или получают доступ к банковским сервисам. Важно помнить: настоящие работники банков никогда не спрашивают конфиденциальную информацию по телефону или в сообщениях.

Ранее мы писали про телефонных и интернет-мошенников, которые прикрываются государственными программами поддержки — «Зимней Поддержкой», «компенсациями за коммуналку», «выплатами для переселенцев», «разовой помощью от ЕС» и т.д.

Случай такого мошенничества в Кривом Роге


Криворожанка Анна рассказала, что ей позвонили псевдопредставители «ПриватБанка» и сообщили: с ее кредитной карты снимают средства. Чтобы ее заблокировать, нужно передать им определенные данные.

«Меня переключали на отдел безопасности, где тоже многое рассказали. Я говорю: «Ой, вас так плохо слышно сейчас, подождите». Потом поблагодарила их, что поразвлекали», — рассказала горожанка.

Анна разочаровала мошенников, сказав, что ее кредитная карточка лежит дома и она точно знает – ею никто не пользовался. Дальше положила трубку.

Женщина сразу перезвонила на официальную линию «ПриватБанка», рассказала о ситуации и услышала ответную благодарность за бдительность.

Официальная информация от банков


Представители «ПриватБанка», «Ощадбанка» или других финансовых учреждений никогда не звонят клиентам в мессенджерах Telegram, Viber и тому подобное:
«Если вам позвонили через мессенджер и представились работником банка, вероятно, это мошенники».
Банки советуют в случае подозрительных звонков или сообщений не выполнять никаких требований, сразу же завершать разговор и самостоятельно обращаться в службу поддержки через официальные каналы.


1. «ПриватБанк»


Обычно «ПриватБанк» звонит клиентам с короткого номера 3700, но иногда звонки могут поступать и из других номеров. Для проверки необходимо зайти в «Приват24», затем Меню — Коммуникации — Вызовы — Проверить телефонный номер.

Корпоративным клиентам обычно звонят по телефону их персональные менеджеры.

2. «Ощадбанк»


«Ощадбанк» совершает звонки клиентам только с официального номера контакт-центра 0 800 210 800. Ссылки на настоящие чатботы банка следует искать исключительно на официальном сайте «Ощадбанка» в разделе «Обратная связь» или в приложении «Мобильная Ощад».

Переходить по сомнительным ссылкам или находить банковские чаты через поиск в мессенджерах не рекомендуется.

Также не следует вводить в чатах конфиденциальные данные – ПИН-код, CVV-код, логин и пароль к мобильному банкингу. Запросы предоставить такую информацию поступают только от мошенников.

3. Другие финансовые учреждения


Если вы получили подозрительный звонок якобы от банка, завершите разговор и самостоятельно проверьте контакты финансового учреждения на его официальном сайте. Это безопасный способ связаться с банком и узнать реальное состояние вашего счета.


Как обезопасить себя, если все-таки сообщили данные злоумышленникам


1. Заблокируйте карту


Немедленно заблокируйте карточный счет через мобильное приложение или горячую линию банка (номер на обороте карты).

«Не бойтесь блокировать карту. Если вы поняли, что перешли на какой-нибудь мошеннический сайт или опрометчиво ввели данные, пожалуйста, срочно заблокируйте ваш карточный счет!», — рассказала специалист по репутационной деятельности в регионах головного офиса «ПриватБанка» Анжела Дзинзюра.

По ее словам, карту можно самостоятельно разблокировать, специалисты даже рекомендуют ее перевыпустить. Сделать это можно и в цифровом формате.

2. Сообщите банку о мошенничестве


Это можно сделать через контакт-центр, чат или отделение.

По словам Анжелы Дзинзюры, если клиент быстро обратился в банк после несанкционированного списания или передачи данных мошенникам, банк может успеть заблокировать средства:
«Но это только при условии, что деньги еще не поступили на счет другого лица».

Если деньги уже перечислены другому получателю, банк не имеет права самостоятельно вернуть их, даже если речь идет о мошенничестве. В таком случае возможен только добровольный возврат средств получателем или возврат по решению суда.

3. Напишите заявление о мошенничестве в правоохранительные органы


Обратитесь в Киберполицию и напишите заявление правоохранителям в городе, подробно описывая инцидент: укажите суть мошенничества, реквизиты мошенников (номера карт, аккаунты), даты, суммы.


мошенники в сети

Ссылка скопирована в буфер обмена