От хаоса к системе: секреты операционного планирования для предпринимателей
Создано при поддержке
Фото: Первый КриворожскийЕкатерина Слюсаренко, тренерка по социальному предпринимательству
Успех собственного дела начинается с четкой организации. Операционное планирование помогает навести порядок в процессах, минимизировать хаос и обеспечить эффективность работы, но система без слаженной команды не будет работать, потому что правильный подбор сотрудников и распределение ролей не менее важны.
«Крутая команда и четкая организация работы — это как механизм, в котором все детали взаимодействуют без перебоев. Если каждый сотрудник понимает свою роль и процессы упорядочены, бизнес может преодолевать любые вызовы», — говорит спикерка тренинга, тренерка по социальному предпринимательству и руководительница Школы социального предпринимательства Екатерина Слюсаренко.
Участники и участницы Интенсива на тренинге о формировании команды
Фото: Первый Криворожский
Как построить структуру и собрать команду, которая поможет бизнесу оставаться конкурентоспособным и приносить стабильную прибыль?
1. Системность — ключ к успеху
Системность означает, что все бизнес-процессы четко отлажены, а задачи выполняются в определенной последовательности. Чтобы избежать хаоса, создайте единый план работы для компании и определите, кто за что отвечает, как каждый процесс связан с общими целями бизнеса. Сотрудники должны знать свои обязанности, а руководство — отслеживать прогресс и контролировать качество на каждом этапе, это поможет компании работать как единый механизм, где каждый и каждая работают на результат.
2. Опишите бизнес-процессы просто и понятно
Начните с простых схем, распишите каждый этап работы — от привлечения клиентов до выполнения заказа или предоставления услуги. Для каждого процесса распишите конкретные этапы, кто их выполняет и какими ресурсами. Используйте схемы или пошаговые инструкции, чтобы избежать недоразумений. Например, процесс обработки заказа может включать прием заявки, уточнение деталей, передачу на выполнение, контроль качества и доставку клиенту. Четкое описание упрощает адаптацию новых сотрудников и уменьшает риск ошибок.
3. Постройте четкую организационную структуру
В структуре прописано распределение обязанностей и полномочий в компании. Создайте диаграмму или таблицу, которые отображают все ключевые роли в команде: руководителей, менеджеров, исполнителей, например, кто отвечает за маркетинг, кто за продажи, а кто за контроль качества. Это поможет избежать дублирования обязанностей и конфликтов. Четкое распределение обеспечивает прозрачность в работе, где все знают, к кому обращаться с вопросами и кто принимает решения.
Участница тренинга выполняет задание от спикерки
Фото: Первый Криворожский
4. Помните, что успех вашего бизнеса зависит от правильно подобранных членов команды и распределения ролей
Оценивайте способности каждого члена команды. Кто-то может быть сильным в общении с клиентами, а кто-то — в технических моментах или аналитике. Распределяйте роли в соответствии с этими навыками. Например, аналитика не стоит ставить на позицию, требующую активных продаж. Не забывайте следить за тем, чтобы задачи были сбалансированными, а объем работы — адекватным. Понимание суперсилы своей команды и потенциала сотрудников повышает продуктивность и удовлетворенность работой.
5. Не бойтесь совершенствовать бизнес-процессы и структуру команды
Рынок и потребности клиентов меняются, поэтому бизнес-процессы должны адаптироваться.
- Проводите регулярный анализ, например, определяйте какие задачи выполняются эффективно, а какие тормозят работу.
- Оптимизируйте сложные задачи и автоматизируйте рутинные задания, пересматривайте структуру команды при необходимости. Например, если растет объем работы, возможно, стоит расширить штат или делегировать некоторые функции фрилансерам, потому что внесение изменений позволяет оставаться конкурентоспособными и поддерживать стабильную работу компании.
Уделяйте достаточно внимания коммуникации, поддержке и обучению, чтобы ваша команда всегда оставалась мотивированной и продуктивной.
Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше о подходах к организации команды, которые помогут вам развивать бизнес и создавать конкурентные преимущества на рынке.
Больше советов читайте в спецпроекте «Собственное дело. Советы».
Фото: Дарія Коломоєць