От хаоса к системе: секреты операционного планирования для предпринимателей

Создано при поддержке USAID

Екатерина Слюсаренко, тренерка по социальному предпринимательству

Фото: Первый КриворожскийЕкатерина Слюсаренко, тренерка по социальному предпринимательству

Как описывать бизнес-процессы так, чтобы они были понятны для каждого? Как построить организационную структуру, которая избежит дублирования задач? Что нужно сделать, чтобы каждый член команды работал на общий результат? Об этом шла речь на шестом тренинге Интенсива в рамках проекта «Первые деньги».

Успех собственного дела начинается с четкой организации. Операционное планирование помогает навести порядок в процессах, минимизировать хаос и обеспечить эффективность работы, но система без слаженной команды не будет работать, потому что правильный подбор сотрудников и распределение ролей не менее важны.

«Крутая команда и четкая организация работы — это как механизм, в котором все детали взаимодействуют без перебоев. Если каждый сотрудник понимает свою роль и процессы упорядочены, бизнес может преодолевать любые вызовы», — говорит спикерка тренинга, тренерка по социальному предпринимательству и руководительница Школы социального предпринимательства Екатерина Слюсаренко.


Участники и участницы Интенсива на тренинге о формировании команды

Участники и участницы Интенсива на тренинге о формировании команды
Фото: Первый Криворожский

Как построить структуру и собрать команду, которая поможет бизнесу оставаться конкурентоспособным и приносить стабильную прибыль?

1. Системность — ключ к успеху
Системность означает, что все бизнес-процессы четко отлажены, а задачи выполняются в определенной последовательности. Чтобы избежать хаоса, создайте единый план работы для компании и определите, кто за что отвечает, как каждый процесс связан с общими целями бизнеса. Сотрудники должны знать свои обязанности, а руководство — отслеживать прогресс и контролировать качество на каждом этапе, это поможет компании работать как единый механизм, где каждый и каждая работают на результат.

2. Опишите бизнес-процессы просто и понятно
Начните с простых схем, распишите каждый этап работы — от привлечения клиентов до выполнения заказа или предоставления услуги. Для каждого процесса распишите конкретные этапы, кто их выполняет и какими ресурсами. Используйте схемы или пошаговые инструкции, чтобы избежать недоразумений. Например, процесс обработки заказа может включать прием заявки, уточнение деталей, передачу на выполнение, контроль качества и доставку клиенту. Четкое описание упрощает адаптацию новых сотрудников и уменьшает риск ошибок.

3. Постройте четкую организационную структуру
В структуре прописано распределение обязанностей и полномочий в компании. Создайте диаграмму или таблицу, которые отображают все ключевые роли в команде: руководителей, менеджеров, исполнителей, например, кто отвечает за маркетинг, кто за продажи, а кто за контроль качества. Это поможет избежать дублирования обязанностей и конфликтов. Четкое распределение обеспечивает прозрачность в работе, где все знают, к кому обращаться с вопросами и кто принимает решения.


Участница тренинга выполняет задание от спикерки

Участница тренинга выполняет задание от спикерки
Фото: Первый Криворожский

4. Помните, что успех вашего бизнеса зависит от правильно подобранных членов команды и распределения ролей
Оценивайте способности каждого члена команды. Кто-то может быть сильным в общении с клиентами, а кто-то — в технических моментах или аналитике. Распределяйте роли в соответствии с этими навыками. Например, аналитика не стоит ставить на позицию, требующую активных продаж. Не забывайте следить за тем, чтобы задачи были сбалансированными, а объем работы — адекватным. Понимание суперсилы своей команды и потенциала сотрудников повышает продуктивность и удовлетворенность работой.

5. Не бойтесь совершенствовать бизнес-процессы и структуру команды
Рынок и потребности клиентов меняются, поэтому бизнес-процессы должны адаптироваться.
  • Проводите регулярный анализ, например, определяйте какие задачи выполняются эффективно, а какие тормозят работу.
  • Оптимизируйте сложные задачи и автоматизируйте рутинные задания, пересматривайте структуру команды при необходимости. Например, если растет объем работы, возможно, стоит расширить штат или делегировать некоторые функции фрилансерам, потому что внесение изменений позволяет оставаться конкурентоспособными и поддерживать стабильную работу компании.
Операционное планирование предприятия и формирование команды — это основа для достижения стратегических целей и эффективного управления.
Уделяйте достаточно внимания коммуникации, поддержке и обучению, чтобы ваша команда всегда оставалась мотивированной и продуктивной.

Оставайтесь с нами, чтобы узнать больше о подходах к организации команды, которые помогут вам развивать бизнес и создавать конкурентные преимущества на рынке.

Больше советов читайте в спецпроекте «Собственное дело. Советы».



Проєкт «Перші гроші» організовує онлайн-медіа «Перший Криворізький/1KR.UA» та виконується за підтримки проєкту Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) «Зміцнення громадської довіри» (UCBI).

Фото: Дарія Коломоєць

Ссылка скопирована в буфер обмена