Дезинформация и кремлевские нарративы в криворожских группах и каналах

Дезинформация и кремлевские нарративы в криворожских группах и каналах

Фото: Первый Криворожский

Криворожские группы в Фейсбук и telegram-каналы, которые распространяют среди горожан дезинформацию и российские нарративы, влияя на общественное мнение жителей города. В этой статье редакция «Первого Криворожского» проанализировала группы и страницы с привязкой к нашему городу в Telegram и Facebook на наличие российских нарративов и того, какие темы и месседжи чаще всего используются для влияния на общественное мнение и раскол жителей города. Выборка групп не исчерпывающая, однако эти группы следует удалить из списка источников, чтобы очистить свое инфопространство от мусора.

россйская деза в криворожских группах

«Район Кривого Рога»

Эта фейсбук-группа почти в каждом своем посту дискредитирует украинские власти и известные волонтерские фонды, ностальгирует и сравнивает современность с СССР, ставит под сомнение существование украинского языка.

Возраст целевой аудитории группы колеблется от 25 до 60+ лет, в топовых поклонниках — закрытые профили из аватарками без фото, вероятнее всего, боты.

«Труха. Кривой Рог»

"Труха" - телеграмм-канал и название холдинга телеграмм-каналов. Холдинг неоднократно подвергался критике со стороны Министерства культуры и информационной политики Украины за распространение ложной информации (иногда якобы от имени известных компаний) и бесцензурное распространение материалов с чувствительным контентом, исправление фейковых постов после публикации вместо извинений, размещение манипулятивной информации по оплату.
Да, недавно в телеграмм-канале «Труха. Кривой Рог» опубликовали рекламу неизвестного телеграмм-канала, у которого мало подписчиков, а в его шапке виднелась фраза «Личное мнение, новости, статьи». То есть, этот канал еще и пропагандирует непроверенные источники информации, которые могут ввести в заблуждение читателей.



На канале присутствуют и кликбейтные заголовки (т.е. провокативные, имеющие искривленное содержание, поощряющее вас к чтению или переходу по ссылке). Эти тексты становятся для российских пропагандистов основой дискредитирования украинской власти, особенно президента.

«Это Кривой Рог, Детка»

Фейсбук-группа «Это Кривой Рог, Детка» наполнена нарративами против власти президента, распространяются содержащие посты с нарративами российской кампании о том, что Зеленский якобы нелегитимен.



В этой группе также распространили дезинформацию о покупке Зеленской гостиницы-казино Дворец Вуни в Кирении, городе на северном побережье Кипра:



Впервые это заявление прозвучало в удалённом 1 июня 2024 года сюжете турецкого телеканала OdaTV. Затем она была частично подкреплена аккаунтом X «Австралийский казак», называющий себя «зарегистрированным иностранным агентом Sputnik News» – российского государственного медиаагентства.


Однако представитель группы компаний «Оскар» подтвердил, что компания по-прежнему владеет отелем Vuni Palace и что Владимир Зеленский не является одним из акционеров группы.

Отдельного внимания заслуживает распространенный участником группы «итог» саммита мира в Швейцарии. Сам текст содержит русские нарративы (подчеркнутые на скриншоте красным цветом) и полуправды. К примеру, к странам, воздержавшимся от присоединения к коммюнике, добавилась Словакия, хотя эта страна вместе с Турцией, Венгрией и Сербией на момент написания этого поста уже была готова поставить подпись под документом. По состоянию на 21 июня 2024 поддержали коммюнике 81 государство и 6 организаций.



Правила информационной гигиены


Относитесь к информации критически

Не воспринимайте все на веру сразу. Спрашивайте себя: кому выгодно распространение этой информации? Какую реакцию ожидает источник? Почему мне это сообщают? Особо тщательно относитесь к статистике, поскольку цифры часто используются для манипуляций и могут вводить в заблуждение.

  1. Проверяйте информацию.
Распространение непроверенной информации может оказаться вредным. Проверяйте факты, ищите проверенные источники, где информация подтверждена как правдивая и надежная. Например, научные исследования должны быть проверены другими учеными, а новостные репортажи подтверждены из нескольких независимых источников.

  1. Распознавайте фейковые или манипулятивные публикации.
Обращайте внимание на эмоциональные заголовки, большое количество восклицательных знаков, опечатки, определенные буквы, написанные латиницей или замененные цифрами (чтобы обойти алгоритмы соцсетей), и отсутствие ссылок на источники.

  1. Будьте внимательны и соблюдайте информационную гигиену.
Подписывайтесь только на медиа и каналы, чьих авторов или учредителей вы знаете. Институт массовой информации опубликовал всеукраинскую Карту рекомендованных медиа, среди которых есть и «Первый Криворожский».

В создании материала приняла участие студентка МВД-22 ДУЭТ Билан Марина.

Фото: Владислав Нестеренко

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена