Бизнес во время полномасштабной войны. Как АЗК VST удалось построить разветвленную сеть автозаправок в период топливного кризиса.
Фото: АЗК VST
С первых дней полномасштабной войны мы начали возобновлять старые контакты, с которыми я был знаком еще 20 лет назад в Молдове и Румынии, далее начали договариваться о поставках горючего. Следующая проблема, с которой столкнулись, были бензовозы с системой нижнего налива, которые являются обязательным условием для Европы, однако в Украине практически отсутствовали. Тем не менее люди быстро сориентировались и собственноручно оборудовали бензовозы дополнительными устройствами. Правительство Украины также отреагировало мгновенно: организовало «зеленые коридоры» для авто с топливом, отменило НДС и акцизы, что значительно облегчило процесс закупки и таможенного оформления. Более того, таможни сработали на все 100%, а оформление грузов происходило быстро, без задержек. Так что уже с марта мы начали импортировать первые объемы горючего по новым направлениям.
Как вы решились на открытие дела, учитывая кризис в 21 году из-за ковод, затем угрозу полномасштабного вторжения и тот фактор, что на рынке уже есть немало мощных гигантов, давно зарекомендовавших себя в Украине?
Выбора не было. В соответствии с планами, мы должны были подготовиться и начать работу в апреле после получения лицензии и технической подготовки объектов к запуску. Однако полномасштабное вторжение изменило наши планы, так что нужно было мгновенно включаться в работу. Дело было не в решимости, а в необходимости работать.
В первые дни полномасштабной войны активно формировались подразделения теробороны, которые нужно было снабжать топливом. Машины военных просто приезжали на АЗС и мы заправляли их одним телефонным звонком, ведь не было времени на разные формальности с документами. Речь шла не о деньгах, а о том, чтобы помочь военным организовать оборону. Дальше начался кризис горючего, а людей нужно было заправлять, особенно это касалось отдаленных небольших городов и поселков, куда большие розничные сети не успевали ввозить топливо. К нам обращались местные власти с просьбами о помощи и мы всегда реагировали мгновенно. В первые месяцы ситуация была крайне напряженная, работа со снабжением и развозом горючего велась почти круглосуточно.
Из каких стран вы импортируете топливо и как сейчас с логистикой?
Автобензин мы покупаем у румынских заводов компаний Ромпетрол и Петром, дизельное топливо в последние несколько месяцев закупаем с турецкого завода STAR, принадлежащего компании Сокар. Логистика уже выстроена, в основном, доставка топлива осуществляется автотранспортом из портов Румынии и Молдовы.
Как вы проверяете качество топлива?
Качество топлива мы проверяем путем периодического (несколько раз в месяц) случайного отбора проб из АЗС и нефтебаз и их последующей отправкой на анализ в сертифицированные лаборатории. Также несколько раз в месяц таможня отбирает пробы из наших бензовозов на границе и проводит анализы самостоятельно. В этом случае мы даже экономим на стоимости исследований качества, за что благодарны нашей таможне.
В целом, какие у вас планы на ближайший год?
Планы простые – работать для того, чтобы люди могли заправиться хорошим топливом. Если будем работать хорошо — заслужим доверие со стороны клиента, и у нас будут покупать больше. За счет этого будем и дальше улучшать техническое состояние и внешний вид станций. То есть план таков – доверие клиента, который должен быть удовлетворен качеством и ценой предлагаемого нами товара.
В чем ваше преимущество? И почему, выбирая между достаточно известными брендами, которые на слуху, стоит обратить внимание именно на вас?
В отличие от конкурентов мы предлагаем клиенту быстрый, простой и понятный сервис сети заправок. Наша профессия – заправлять авто. Поэтому за счет того, что нам не нужно вкладывать огромные суммы денег на содержание ресторанов, мы можем позволить себе ставить стоимость горючего без накруток. Конечно, мы продаем на наших станциях и другие товары. Вода, кофе, напитки, сигареты, продукты питания – это также присутствует. Однако делать ставку на нетопливные товары не наша цель, хотя развивать это направление также будем.