Проблемы и преимущества образования за границей для криворожских школьников

Проблемы и преимущества образования за границей для криворожских школьников

Фото: Первый Криворожский

Из-за войны России в Украине сейчас около 500 тысяч детей школьного возраста были вынуждены вместе с семьей уехать за границу. Сегодня во многих школах и гимназиях Франции, Германии, Словении, Польши, США, Канады и других странах мира можно встретить украинских школьников и студентов. Комфортно ли им там и вернутся ли они за парты украинских школ?

Можно говорить, что полномасштабная война России в Украине внесла свои коррективы в каждую сферу жизни, и оценить, какая из них больше всего пострадала, наверное, невозможно. Например, часть педагогов и учеников почти всех учебных заведений в феврале-марте 2022 года вынужденно вернулись во времена школы онлайн.

Журналисты «Первого Криворожского» пообщались с учеником криворожской школы Даниилом Хурсовичем и ученицей днепропетровской школы Екатериной Скрипник. Эти подростки из-за войны вынуждены учиться в двух школах одновременно, одна из которых немецкая.

Даниил учится в 7 классе криворожской гимназии №21 и параллельно в 8 классе немецкой школе в городе Нойштадт ан дер Вайнштрассе. Мы не ошиблись, указывая класс, потому что в Германии парня взяли на класс старше.

«Сначала был отбор учащихся, во время которого педагоги школы в Германии определяли класс, школу или гимназию для каждого. Мне сказали, что у меня есть талант к гуманитарным предметам, поэтому меня направили в гимназию с гуманитарным уклоном.

До начала обучения мы проходили тексты на IQ и знание английского языка. Я свободно говорю по-английски со сверстниками, поэтому меня взяли на класс старше. А если бы я знал немецкий язык, попал бы в 9 класс сразу», — рассказывает Даниил Хурсович.


Екатерина Скрипник также учится в немецкой школе вместе с Даниилом, но в 10 классе. В днепровской специализированной школе №15 школьница перешла на семейную форму обучения, чтобы уменьшить нагрузку и сосредоточиться на учебе.


Практический психолог Криворожского лицея №24 Юлия Табакина говорит, что для психики ребенка переход на домашнюю форму обучения — правильное решение.

«Тянуть сразу две школы — большая нагрузка на психику. У меня в практике были случаи, когда ребенок пытался с первого семестра тянуть французскую и украинскую школы. Мама ученицы позвонила по телефону, рассказала, что у ребенка пропал сон и аппетит. Потому я посоветовала перейти на домашнюю форму обучения в украинской школе. А по возвращении в Украину входить в нормальный режим и сдавать предметы экстерном», — отмечает психологиня Юлия Табакина.


Отметим, что согласно исследованию общественной организации «Глобал Офис» почти 75% украинских школьников имеют когнитивные проявления стресса. Психологи говорят, что все из-за войны в стране, большой нагрузки и частичной социальной изоляции.


«Дети, которые за границей, это отдельная история. Это не столько об обучении, сколько об интеграции в общество, совершенно отличающееся от нашего. Поэтому я думаю, что потом [после победы Украины] все мы будем иметь психические нарушения. Но вопрос в том, какой глубины этот стресс будет. И с этим нужно работать уже сейчас», — говорит Сергей Бабак, председатель Комитета ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций.
Изменения в поведении школьников заметили не только психологи, но и педагоги. Учительница математики и информатики Криворожской гимназии №122 Александра Синица считает, что дистанционное обучение не стало нововведением для учеников и педагогов, но при таких обстоятельствах легче учебный процесс не стал, особенно для детей, из-за войны выехавших за границу.



«В нашей гимназии есть ученики, которые учатся очно за границей. Конечно, на уроки они выходить онлайн не могут, но те, у которых другое расписание могут. Для тех, кто не может учиться вместе с нами онлайн, есть сайт “Моя школа”, где они могут найти все задания. У нас есть также вайбер, телеграмм-чаты, где мы дублируем информацию, бросаем видео и презентации.

Учеников оцениваем по результатам контрольных тестов. Но мы понимаем, что дети имеют большую нагрузку и даем возможность проходить несколько раз тест после дополнительной консультации с учителем. Также они имеют более длительный срок для выполнения заданий, например, не одну неделю, а две», — говорит Александра.


Даниил рассказывает, что домашнее задание выполняет, но постоянно посещать онлайн-уроки не выходит, а даже когда и выходит, они прерываются воздушными тревогами и отключением света.

«Имея опыт обучения в Германии и Украине, могу сказать, что учебный материал отличается. Например, наше образование дает гораздо больший объем знаний, чем немецкое. Но это на очном, потому что сейчас тяжело педагогам и ученикам в условиях войны учить и учиться.

Но отношение учеников к обучению в Германии лучше, у них больше мотивация. Здесь в школах есть даже отдельный предмет, где рассказывают о важности образования», — говорит школьник.


Отметим, что сегодня у учеников украинских школ наблюдается снижение уровня мотивации к обучению, особенно у подростков.

«Несерьезное отношение учащихся – самая главная проблема подросткового возраста во время обучения онлайн. Ко мне часто обращаются родители и спрашивают совета. Бывает, что ребенок выключает камеру, включает звук и ложится дальше спать. В таком случае я напоминаю родителям о режиме дня ребенка», – говорит психологиня Юлия Табакина.
Организация обучения онлайн сегодня зависит не только от учителей, школьников, но и от родителей. Поэтому Юлия Табакина советует родителям:

  • спланировать день ребенка;
  • если есть необходимость, то контролировать;
  • общаться с ребенком о важности образования, даже если оно онлайн.
«Как бы нам не хотелось, но наши дети не способны самоорганизоваться в правильной степени. Некоторым хочется отдохнуть, полениться, развлечься, поэтому контроль родителей очень важен. Этот "школьный" этикет переносится не только на онлайн обучение, но и в онлайн жизнь», — говорит Юлия Табакина.
После победы Украины педагоги и школьники выйдут на очное обучение, поэтому педагоги уже думают как возвращаться в привычный режим, как мотивировать учеников, выехавших за границу, продолжать обучение в украинских учреждениях, как восстанавливать здания школ, которые были повреждены и другие не менее важные вопросы.

«Я не сторонник того, что ради образования ученики вернутся. Они возвращаются с родителями, и это очень разные обстоятельства.

Но когда они вернутся, они спросят: как вы хотите нас учить? И если мы не удовлетворим их требования, то очевидно, что они могут выбрать обучение за границей», — сказала Татьяна Вакуленко, заместитель директора Украинского центра оценивания качества образования, во время пресс-конференции «Образовательный фронт. Влияние войны на педагогов».
Предлагаем рассказать редакции «Первого Криворожского» как сегодня учатся ваши дети, племянники и знакомые дети.


Фото: Даніїл Токмаков

Видео: Даніїл Токмаков

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена