Кто релокируется на Закарпатье, и какому бизнесу (не)подходит этот регион
Фото: Первый Криворожский
Детальнее об этом рассказал консультант Киевской школы экономики и Проекта USAID «Экономическая поддержка Украины» Анатолий Бобровицкий.
Ввиду довольно низкого уровня промышленного развития и специфических природных условий (более 60% территории области находится в горной зоне), релокация бизнеса в область является шансом для ускорения социально-экономического развития региона. Особенно это касается бизнесов, в которых высока добавленная стоимость и минимальные основные фонды. Областная военная администрация определилась с поддержкой таких отраслей, как информационные технологии и интернет-торговля, и приняла соответствующие решения.
Первое из них – создание условий для перемещения в область IТ-компаний, которые дают не только немалые поступления в местный бюджет, но и повышают такие показатели в регионе как экспортный потенциал и покупательская способность местного населения.
По состоянию на начало октября по данным информационного ресурса «Закарпатье Онлайн» в область перемещено 422 субъекта малого и среднего бизнеса (МСБ). 364 из них – это МСБ, где основу составляют IТ-компании. Остальные – крупные компании с общей численностью работников более 1000 человек.
В результате перемещения бизнесов в Закарпатье поступления в местные бюджеты выросли на 35%, а в государственный бюджет – на 20%.
Кроме большого количества предприятий, в первые месяцы войны, Закарпатье приняло сотни тысяч ВПЛ. Это привело к значительному спросу на аренду жилья и значительно повысило цены на жилье. Местные власти использовали возможности рекреационного комплекса для временного размещения ВПЛ.
Большую часть перевезенных предприятий и бизнесов приняли районы Притисянской низменности. Значительно меньшая часть релокированных предприятий разместилась в горных районах. Закарпатье стало транзитным путем для перемещения беженцев из зон военных действий в страны Европейского Союза.
Кроме того, ввиду относительной безопасности области, местное руководство предложило на время войны реконструировать Ужгородский аэропорт, превратив его в воздушный хаб Украины. Частично работы по проектированию реконструкции и восстановительные работы на аэродроме были выполнены перед началом полномасштабного вторжения РФ в Украину.
Область имеет хорошую обеспеченность трудовыми ресурсами, часть которых в довоенное время находилась на заработках, в том числе в РФ. Спецификой трудовых ресурсов Закарпатья является их сезонность. Большинство населения имеют небольшие сельскохозяйственные угодья, и во время весенне-летнего периода предпочитает работу на них. В осенне-зимний период они ищут работу, поскольку занятость на собственных угодьях практически отсутствует. Значительная часть населения занята в лесном хозяйстве и переработке леса, а также в рекреационном комплексе области.
Область имеет ограниченные возможности в обеспечении электрической энергией крупных промышленных производств, однако областная энергетическая система Закарпатья объединена с энергетическими системами соседних стран, что обеспечивает бесперебойную поставку электрической энергии для населения и бизнеса.
Область граничит с 4 странами ЕС: Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией, что дает возможность развития пограничной торговли и заработков жителей Закарпатья в соседних странах. В связи с этим в области достаточно высок уровень средней заработной платы. Этот факт следует учитывать при релокации бизнесов, нуждающихся в местных трудовых ресурсах.
Закарпатская область является привлекательным регионом для перемещения МСБ, особенно не имеющих больших активов и не нуждающихся в развитых местных рынках. Идеальным является это место для экспортно ориентированного бизнеса, который предоставляет трансграничные услуги и дружественный к окружающей среде.
Эта статья подготовлена экспертами Киевской школы экономики, которые при содействии Проекту USAID «Экономическая поддержка Украины» создают руководство по релокации для микро-, малых и средних предприятий. Содержание этой статьи является ответственностью авторов и не обязательно отражает взгляды USAID или Правительства Соединенных Штатов Америки.