Шевроны, поезд и детские рисунки из бомбоубежища. Как художники держат культурный фронт

Шевроны, поезд и детские рисунки из бомбоубежища. Как художники держат культурный фронт

Фото: Первый Криворожский

Шевроны, поезда, иллюстрации, одежда и другие нематериальные, впрочем, очень ценные вещи — украинские художники ежедневно создают то, что мотивирует защищать Родину и продолжать волонтерить, да и просто полноценно жить, держась за традиции и смыслы.

С начала полномасштабного вторжения армия РФ уничтожила более 500 памятников культуры, кое-где дала толчок к развитию украинской культуры, ее популяризации и кое-где украинизации, как бы, может быть, странно это ни выглядело.

Недели моды, кинофестивали, фотовыставки в этом году проходят по всему миру под украинскими цветами. Украинские художники быстро переориентировались: кто начал помогать с обеспечением военных, а кто морально поддерживать, продолжая творить.

Мы уже писали о криворожских стендап-комиках, которые волонтерят для ВСУ и поддерживают людей благотворительными концертами.

Вспомним о криворожской фолкрок группе «Роялькит», которая выступает для ВСУ, проводит благотворительные концерты. Один из музыкантов коллектива пошел воевать, другие же пишут песни, которые передают дух современности и чеканят в памяти нынешнюю украинскую реальность. Еще весной артисты записали клип на авторскую песню «Місто-герой», посвятив ее Мариуполю, который российские оккупанты фактически стерли с лица земли.

Редакция “Первого Криворожского” поговорила с несколькими представителями креативных индустрий, которые приближают победу искусством: дизайнером и автором шевронов Артемом Вашкевичем, участником создания «Поезда к победе» Дмитрием Бураком и культурной менеджером Иванной Скибой-Якубовой.

До и после


По данным Министерства культуры и информационной политики Украины, в 2020 году креативные индустрии сгенерировали 4,2% добавленной стоимости украинской экономики. В общей сложности в том году более 360 тысяч украинцев выбирали работу в креативных индустриях: медиа, дизайне, IТ, моде и других сферах. Это самые свежие официальные данные.

После начала полномасштабной войны в Украине компании, представляющие креативные индустрии, начали терять прибыль и позиции на рынке. Об этом свидетельствует исследование медиа CASES "Как война повлияла на креативные индустрии Украины". По их данным, 4 из 10 компаний приостановили свою деятельность. Больше всего среди архитекторов, SMM-специалистов и дизайнеров.


диаграмма по исследованию CASES

В то время как исследования Украинского культурного фонда о состоянии культуры и креативных индустрий показали, что только 47% опрошенных работают по-прежнему.



Для военных и волонтеров


Криворожский дизайнер Артем Вашкевич постоянно волонтерит. Вместе с женой Надеждой, начиная с 24 февраля, включились в волонтерское движение, координировали местных волонтеров в своем районе и помогали с внешней коммуникацией.


«За день после начала войны мне написал Богдан Рыжак (один из криворожских волонтеров, – авт.) и сказал, что по городу организуются разные волонтерские штабы. Мы занимались координацией сбора необходимых вещей. Нам давали список необходимого и мы это все искали, в том числе стеклотару для изготовления так называемых "бандеровских смузи"», — рассказывает Артем.

Дизайнер говорит, что с течением времени, когда определилась четкая линия фронта, а обеспечение более или менее наладилось, волонтерства стало меньше, и в его жизни снова начала появляться работа, которую он потерял с начала войны.




фото: Артем Вашкевич

Пока он волонтерит на творческой ниве, создавая гербы для военных подразделений и волонтерских организаций. В его наработке эмблемы для волонтерских организаций «Защитники истфака», сообщества выпускников исторического факультета Криворожского государственного педагогического университета, которые помогают своим на передовой, Волонтерского штаба территориальной обороны Кривого Рога. А еще для подразделений 60-й отдельной пехотной бригады и 129 батальона территориальной обороны «Рубин».


«Сделать эмблему для волонтерской группы “Защитники истфака” была моя инициатива. Я вдохновился тем, что они организовались, и захотел таким образом приобщиться, потому что они крутые, но не имели собственной айдентики и определенной узнаваемости», — говорит художник.



фото: Артем Вашкевич

Конкретно в этой работе он вдохновился стихотворением украинского писателя Евгения Маланюка «Стилет чи стилос». Рассказывает, что историк фактически защищает страну словом, а те, кто пошел воевать, взялись за оружие, поэтому такое сочетание казалось ему чрезвычайно актуальным.

Украина – это дома



плакаты Артема Вашкевича

Артём работает над созданиями социальных плакатов военного времени. Последний из них назывался «Вклад каждого — бесценный». С ним он занял первое место по версии жюри в конкурсе «Страна сама себя не сделает» от Центра совместных действий. Его признали лучшим общественная деятельница Ярослава Гресь, ведущий и волонтер Сергей Притула, художник Александр Грехов, который сам создает плакаты на актуальные темы и другие члены жюри.

Артем рассказывает: «Я участвовал в конкурсе социальных плакатов в прошлом году, и в этом году мне предложили снова присоединиться к нему. Но после 24 февраля было как-то не до конкурсов, и я уже решил не участвовать. А потом где-то в апреле, то, что затерпело в середине, начало оттерпеть. Собственнно: так родилась серия открыток и плакатов».

К Пасхе художник планировал сделать открытки в стиле Украинской повстанческой армии «Христос Воскрес! Воскреснет и Украина!». Один из сюжетов этой серии – плакат со светом в окнах.

«В марте я как-то выглянул во двор и заметил, как мало стало света в окнах вокруг. А свет в окнах — символ того, что люди дома, люди есть, они не испугались и остались. И подумал, что Украина — это те, кто сейчас дома, или те, кто вне дома, но хотят быть дома, и они вернутся», — вспоминает о появлении идеи плаката дизайнер.

Сейчас Артем занимается дизайном в свободное от основной работы время, поскольку заказы начали возвращаться только летом. Но все заработанные деньги отправляет в благотворительные фонды и в поддержку ВСУ. Наш собеседник считает, что украинский культурный продукт абсолютно конкурентен и не нужно искать ничего дополнительного, стоит только изучать свое и на его основе творить новое, и это будет еще больше приближать нас к Европе.



Для победы


Выпускник университета-переселенца, который находится в Кривом Роге, Дмитрий Бурак, креативщик, в прошлом году сотрудничал с командой ГогольFest, когда запускали “ГогольTrain”. А в этом году он участвовал в создании «Поезда к победе» – вместе с уличным художником Максимом Кильдеровым работал над украшением вагона, который рассказывает о мужестве партизан Херсонщины, граничащего с Криворожьем.

В интервью «Херсон Плюс» Максим рассказывал, что на вагоне изображено 25 орнаментов, каждый из которых посвящен отдельной теме и рассказывает историю борьбы на разных фронтах: партизанском, художественном, волонтерском и других.


фото: Дмитрий Бурак (слева) и Максим Кильдеров (справа)

Дмитрий Бурак вспоминает, что был общий онлайн-созвон, на который пригласили художников, в том числе и тех, кто создавал «ГогольTrain». Затем были определены победные эскизы и началась работа.

«Когда эскиз Макса победил, он предложил мне ассистировать ему, потому что знает о моей любви к железной дороге и поездам. Поэтому в этом году я уже красил, а также снимал и фиксировал процесс создания, поскольку художники очень часто забывают об этом. А это тоже своего рода исторические мгновения», — рассказывает Дмитрий о работе над украшением вагона.

Он говорит, что создание поезда имело три задачи: напомнить оккупированным территориям, что мы их поддерживаем и никто не забыл, не бросил; немного позлить врага и показать ему, что, несмотря на все, Украина держится и готова творить; и, конечно, художественная составляющая.

«Это своего рода борьба с нашим внутренним врагом и мыслью о "не вовремя". Создание поезда должно было показать, что поддержка искусства и искусством – важна. Для многих, кто участвовал в создании "Поезда к победе", это был первый проект с начала войны. А были привлечены люди, привыкшие постоянно творить»

фото: Дмитрий Бурак

Все вагоны создавались разными художниками. Смыслы некоторых из них понимаешь сразу. Некоторые нужно рассмотреть, погрузиться в мельчайшие детали и осмыслить, найти скрытые смыслы, как в случае с вагоном, посвященным Херсонщине. Этот проект сочетает в себе смысловую и визуальную составляющие.

Для мира


Харьковская художественная студия Aza Nizi Maza, в которой творят художники/цы от 8 лет, работает с 2012 года. Студия имела более 60 экспозиций на лучших выставочных площадках Украины, под кураторством студии также проходила Детская программа второй национальной Биенале молодого искусства, которая прошла в 2019 году в Харькове.

Но после 24 февраля студийное пространство, которое находится в подвале дома почти в центре города, превратилось в укрытие от постоянных обстрелов РФ. А основатель студии Коля Коломиец пошел работать с детьми в еще одно городское бомбоубежище — станцию метрополитена «Исторический музей».

Дети, никогда не занимавшиеся живописью, за два месяца создали мощную выставку, занявшую половину станции метро. Фигуры 3,5 метра высотой отражали детские мечты и важных для детей героев: военных, волонтеров, медиков и их самих.


фото: Aza Nizi Maza

После того, как жителей метро расселили и дети «вышли на свет», они продолжили ходить в студию и приводить своих «дворовых друзей». Коля говорит, что планирует не просто знакомить их с искусством, но и научить им зарабатывать на жизнь.

Работы, созданные в метро и после, вошли в экспозицию «Под землей и на земле», которую студия сейчас привезла в Париж – в рамках программы Украинского Института «Украинская весна в Париже». Еще часть экспозиции — серия «Что я видел», которые создали постоянные ученики студии еще в 2014 году, в самом начале войны России против Украины.


фото: Aza Nizi Maza

«Нам важно работать с французским культурным полем, потому что во Франции почти ничего не знают об Украине и, что хуже, не очень-то хотят знать. В то же время, голос этой страны весит очень много на европейской арене, а влияние российской пропаганды здесь очень мощное. Поэтому нам важно обозначить свое субъектное присутствие, прозвучать собственным голосом, а не «с чужих слов», показать самодостаточность украинской культуры, а через нее наши ценности и стремления», — говорит менеджер выставочного проекта Иванна Скиба-Якубова.

Все события «Весны» призваны познакомить украинских и французских культурных деятелей, наладить институциональные и персональные профессиональные связи.

Иванна говорит, что история Aza Nizi Maza в метро гарантированно должна сработать. Она болезненна, ведь это рассказ о детях, вынужденных жить три месяца под землей, но не вызывает желания пожалеть. Напротив, она демонстрирует нашу мощь, способность и самозарядность даже в катастрофических обстоятельствах. Смотрите, говорит менеджер: дети и взрослые, прячась от бомбежек, не просто выжили, а создали мощный художественный проект и нашли новый путь для себя.


Фото: Денис Шабанін

Видео: Даніїл Токмаков Денис Шабанін

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена