Как правильно вести себя при ДТП. Советы юристов
Фото: Первый Криворожский
Застраховать себя от аварии нельзя. А вот грамотное поведение вместе со знанием правил дорожного движения и некоторых юридических норм помогут добиться компенсации ущерба, а также избежать несправедливого обвинения и, как следствие, штрафа. И даже уголовной ответственности.
Спокойствие, только спокойствие!
В сложившихся обстоятельствах главное, чего не стоит делать, - это паниковать. Надо действовать по строго заданному алгоритму. В первую очередь необходимо включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. После чего водители обязаны перезвонить в дорожно-патрульную службу (с мобильного - 102) и вызвать ее к месту происшествия, а также связаться со страховыми компаниями, чтобы они зафиксировали страховой случай, и после у них можно было бы получить выплаты по страховке.
Если есть необходимость, нужно позвонить в службу скорой помощи (с мобильного - 103). Важно помнить,что до приезда сотрудников ГАИ нельзя перемещать машину и предметы, которые имеют отношение к аварии, поскольку такие вещественные доказательства помогут максимально точно восстановить картину происшествия и, соответственно, определить виновных.
До появления дорожно-патрульной службы место происшествия покидать нельзя. Иначе в лучшем случае придется заплатить 340-425 гривен штрафа, а в худшем - лишиться водительских прав на 6-12 месяцев.
Очень важно сразу приблизительно оценить ущерб, нанесенный машинам. И если он велик, не идти на поводу у виновника и не соглашаться на предложение договориться на месте без регистрации ДТП. Так можно лишить себя всех доказательств собственной невиновности.
На данный момент видео-регистраторы, являются неопровержимым доказательством невиновности или виновности.
А вот и ГАИ
Ждать представителей правоохранительных органов можно долго, от получаса до трех часов. При этом важно сохранить самообладание, чтобы, когда патрульная служба все-таки появится, сдержанно и спокойно объяснить ее представителям, что именно произошло.
Эмоциональное объяснение милиционерам обычно не нравится. Зачастую тому, кто ведет себя импульсивно, как раз и приписывают вину. Один из клиентов ЧП «Правовой центр - ГАРАНТ», несколько месяцев назад попал в ДТП. Второй участник аварии вместо того, чтобы спокойно объяснить свою позицию, все время пытался повысить голос на инспектора и доказать свою невиновность. Тем самым он вызвал негативное отношение к себе, и ему записали большее количество нарушений, чем нашему клиенту. Хотя вина, по большому счету, была обоюдной.
Как правило, сотрудники ДПС начинают свою работу с составления схемы происшествия. При этом важно, чтобы после столкновения все следы повреждения автомобилей и «вещдоки» были сохранены на месте происшествия. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы их внесли в описательную часть схемы ДТП. Полноте описания схемы ДТП следует уделить особое внимание, так как именно на этот документ будут опираться работники ДПС и эксперты-автотехники, составляя протокол и принимая решение о виновности водителя в происшедшем.
Пояснения участникам и свидетелям нужно излагать очень подробно, отдельно останавливаясь на обстоятельствах, предшествующих происшествию. Если есть основания полагать, что одной из причин ДТП были неблагоприятные дорожные условия (замерзшая лужа, скрытый зарослями дорожный знак) или дефекты дорожного покрытия (яма, открытый люк), необходимо требовать, чтобы был составлен акт осмотра дорожных условий. Это даст возможность выдвинуть претензии к дорожным службам и избежать несправедливого обвинения. Очень часто сотрудники страховой компании сразу выезжают к месту аварии и проводят свои замеры. В этом случае необходимо убедиться, что оценки у всех экспертов совпадают.
Осторожно! «Подстава»!
Очень часто на дорогах возникают специально подготовленные аварийные ситуации - профессионалы автомобильных «подстав» хотят решить вопрос на месте и заработать от $200 до $2000. Они обвиняют второго участника ДТП и требуют немедленной компенсации. В таких ситуациях необходимо не реагировать на угрозы и сразу вызывать представителей ДПС и страхового агента. Тогда мастера дорожных махинаций обычно говорят, что у них претензий уже нет, и спешат ретироваться.
Опись, протокол - самый главный документ
Самый важный документ при ДТП - протокол.К его составлению необходимо подойти очень ответственно, так как от того, насколько корректно он составлен, зависит будущее решение суда и возможность взыскания ущерба.
В протоколе обычно указывают: дату и место составления, ФИО того, кто его составлял, сведения об участниках ДТП, суть правонарушения, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они есть, а также пояснения нарушителя.
По итогам общения с инспектором необходимо получить копию протокола разбора аварии - для предоставления ее в страховую компанию.С места происшествия лучше уезжать после отъезда милиции.
Иногда сотрудники ГАИ могут вменять в вину участникам ДТП алкогольное опьянение. Но контроль трезвости должен проводиться только в медицинском учреждении, а протокол медицинского освидетельствования - оформляться врачом там же в больнице и подписываться водителем.
Очень важно знать: когда в результате ДТП есть жертвы, даже если инспекторы не требуют пройти алкогольную экспертизу, необходимо сделать это самостоятельно, чтобы обезопасить себя от возможных обвинений.
Что пишут в протоколе
Протокол заполняется с двух сторон. Обратная сторона листа, на которую водитель может не обратить внимания, очень важна. Она должна содержать собственноручно записанный водителем анализ происшедшего и признание (или непризнание) им своей вины. Может случиться, что водитель, не зная о важности заполнения другой стороны листа, ознакомился только с частью документа и подписал только ее. Это дает возможность добавить с другой стороны любые несуществующие признания и значительно ухудшить положение подписавшего протокол.
Протокол подписывается работником милиции и лицом, совершившим правонарушение. При наличии свидетелей и пострадавших протокол должен быть подписан и ими. Протокол может быть подписан водителем последовательно дважды. В первый раз - для подтверждения ознакомления его со ст. 63 Конституции Украины (право не давать показаний против самого себя) и ст. 268 КоАП.
«Если вас не ознакомили с указанными правами, что часто происходит на практике, нужно отметить это в графе «По суті порушення пояснюю», которая заполняется водителем. Во второй раз водитель ставит свою подпись рядом с подписью работника ГАИ, составившего протокол.
Водитель вправе отказаться от подписания протокола, письменно изложив мотивы своего отказа. В этом случае в документе делается соответствующая запись. Впрочем, лучше не отказываться от подписания протокола, а в графе для пояснений изложить свою точку зрения. Если аргументы водителя не вмещаются в отведенную для этого графу, он может продолжить на отдельном бланке «Пояснения», который будет приложен к протоколу. Сотрудник ГАИ не «потеряет» его, так как в протоколе делается отметка о приложении к нему данного бланка.
Если водителю трудно четко и последовательно изложить свои пояснения сразу на месте ДТП, он может в графе для пояснений сделать такую запись: «С обстоятельствами, изложенными в протоколе, не согласен, свои пояснения представлю позднее отдельно». В этом случае будет возможность более аргументировано и грамотно изложить суть происшедшего.
ЧП «Правовой центр - ГАРАНТ», 1kr.ua
15:20, 01 февраля 2013
А что делать?когда виновник ДТП скрылся с места ДТП.ГАИ Приехало оформило и дало справку о ДТП.А куда дальше?
Віктор Сміт
15:55, 01 февраля 2013
[Гость] Александр, я так понимаю, что дальше в страховую компанию, за возмещением ущерба. Но наверно есть еще что-то.
03:59, 03 февраля 2013
Виктор Смит, а какую страховую?
17:01, 01 февраля 2013
[Гость] Александр, может вам нужен адвокат? У меня есть хороший адвокат, который занимается делами именно касающихся ДТП, а также уголовными делами. Он действительно может помочь, у него большой опыт работы)
centergarant
16:05, 01 февраля 2013
Ст. 122-4 КУпАП передбачає відповідальність за залишення місця ДТП. Вам необхідно звернутися з заявою про скоєння адміністративного правопорушення за ст. 122-4 КУпАП до районного відділу міліції та самостійно займатися пошуком правопорушника через ЗМІ, інтернет, соціальні мережі та радіо.
16:45, 01 февраля 2013
Спасибо огромное, за такого рода статьи! По-больше таких тем!
22:31, 01 февраля 2013
[Гость] Михаил Павлович, это реклама юридических услуг. И довольно таки грамотная. Вы бы узнали кто им текст писал и воспользовались бы услугами авторов для того, чтобы они Ваш сайт интересным сделали - просто, по правилам, лаконично. А то Ваш сайт такой "скудненький". Только не обижайтесь, но и советов у Вас особо ценных не сыщешь. Все же на профессиональных автофорумах интересней, да и много очень действительно полезной и нужной информации.
15:51, 04 февраля 2013
"....Как правило, сотрудники ДПС начинают свою работу с составления схемы происшествия. .."
Если бы так и было,я уже несколько раз видела аварии (если ставали свидетелями аварий лучше не уходите,а посодействуйте своими показаниями, чтобы виновные были наказаны) и по приезду ГАИ первое что было -приезжали, просили техпаспорт и права, через секунду права кидаются на капот вашей машины,а техпаспорт уезжает с ГАИшниками, соответственно вы пытаетесь ехать за ними,т.к. не знаете в какое отделение они свалили(( а потом за выкуп получаете свои документы((и позже получаете поветску в суд(т.к. вы скрылись с места происшествия и те кто остались на месте ДТП вызвали еще раз ГАИ) вобщем весело( и на камеру их не снимешь- пытаются выхватить камеру и т.д.