Вас ждет посылка: как не попасть на крючок почтовых аферистов

Вас ждет посылка: как не попасть на крючок почтовых аферистов

Фото: Первый Криворожский

Один из самых распространенных способов обмануть людей — отправка посылок, которые получатель никогда не заказывал. Человек получает сообщение о том, что в отделении лежит отправка с наложенным платежом, и её нужно оплатить. Часто люди соглашаются, не проверяя содержимое, и именно на этом зарабатывают мошенники.

Чтобы разобраться, как работает схема и что делать в таких ситуациях, редакция «Первого Криворожского» обратилась к инспектору по коммуникации Криворожского районного управления полиции Анастасии Субач.

Как работает схема?

Правоохранительница объяснила: мошенники действуют несколькими способами.
  • Злоумышленники присылают небольшую посылку с какими-то мелочами, но с высокой суммой наложенного платежа. Человек, который получает уведомление о прибытии заказа, может ошибочно подумать, что просто забыл о своем заказе.
  • Мошенники присылают «выигрыш» или «подарок». После оплаты доставки оказывается, что в коробке ничего ценного нет, как и подарка или выигрыша.
Криворожанка Настя (из соображений безопасности и конфиденциальности имя респондентки изменено) поделилась, как она натолкнулась на такую мошенническую схему. Девушка когда-то получила в мессенджере сообщение о том, что она может получить большую сумму денег:

«Я решила узнать, что я должна для этого сделать, поэтому написала в ответ. После этого мне позвонили по телефону и сообщили, что я должна забрать посылку, в которой будут подарок и карточки, где есть поле, которое нужно стереть, чтобы узнать, на каком месте и какую сумму денег выиграла».
Настя согласилась, написала, на какое отделение почты отправить посылку и получила ее, заплатив за доставку около 400 гривен.

«Подарок оказался очень низкокачественными духами, и были эти карточки. Я стерла поле и выяснила, что я на первом месте и выиграла кучу денег», — поделилась девушка.
В условиях участия было прописано, что ей нужно связаться с отправителем. Настя отметила, что она попыталась проверить компанию в интернете, нашла сайт, на котором была вся информация о ней, но девушка уже подозревала, что выигрыши ненастоящие, ее просто хотят обмануть. Поэтому ей было интересно узнать, что нужно сделать дальше и как из людей выманивают деньги.

«Я позвонила, и мне сообщили, что я должна снова получить посылку, на этот раз с уходовой косметикой на около 800 гривен, для того чтобы потом третьей посылкой прислали мои деньги. Было непонятно, почему я должна платить за еще одну посылку, если я уже выиграла приз. Я начала им задавать очень много вопросов о том, почему именно так и как это у них работает, они просто положили трубку», — рассказала Настя.
Так история оборвалась. Любознательность девушки спасла ее от новых финансовых потерь и стала напоминанием: даже когда все выглядит официальным и правдоподобным, задавать вопросы — лучшая защита.

  • Есть еще более опасный вариант — когда в посылке лежит QR-код или ссылка. Если человек переходит за ним, мошенники получают доступ к его персональным или банковским данным.

Признаки, что посылка может быть мошеннической:

  • вы не заказывали и не ожидали ничего в ближайшее время;
  • в сообщении отсутствует название магазина или номера заказа;
  • сумма наложенного платежа подозрительно велика;
  • отправитель — физическое лицо, неизвестное вам;
  • работники почты затрудняются сказать, что именно внутри;
  • отправление оформлено из другого региона без объяснения.
Почтовые службы не отвечают за то, что внутри коробки, но работники отделений часто могут подсказать, если отправка кажется подозрительной.

Что делать, если приходит посылка, которой не заказывали:

  • не спешите платить — имеете право отказаться от отправки без объяснений;
  • проверьте данные отправителя: имя, номер телефона, город;
  • уточните у родственников или друзей — возможно, кто-то действительно сделал вам сюрприз;
  • попросите работника почты зафиксировать отказ;
  • пользуйтесь наложенным платежом с проверкой содержимого — это стандартное правило всех служб доставки.

Куда обращаться, если есть подозрение на мошенничество:

  • в полицию — с заявлением о возможном мошенничестве;
  • в службу поддержки почтового оператора;
  • в банк — если вы уже совершили наложенный платеж и подозреваете обман.
Сотрудница полиции отметила, что полиция открывает производство по таким заявлениям и устанавливает отправителей. В случае массовых мошеннических рассылок почтовые операторы также производят внутренние проверки.

Мошенники постоянно придумывают новые способы выманить деньги, пользуясь доверием людей, их невнимательностью или желанием получить подарок или выигрыш. В случае Насти сработали ее осторожность и любознательность, именно они не позволили потерять еще больше средств.

Помните: ни одна легальная компания не потребует дополнительных оплат, чтобы выдать выигрыш или прислать приз, а настоящие розыгрыши имеют четкие правила, публичные результаты и не предполагают покупки товаров. Каждая неожиданная посылка, каждое сообщение о выигрыше или бонусе, должно вызывать не азарт, а здоровую настороженность. Всегда проверяйте информацию, задавайте вопросы и не бойтесь отказываться от сомнительных отправлений. Эти простые правила могут уберечь вас от финансовых потерь.

Мошеннические посылки работают только тогда, когда люди их получают. Так что осмотрительность — лучшее оружие против обмана.

Ссылка скопирована в буфер обмена