Врач рядом, хотя физически его нет: как телемедицина спасает жизни в Криворожье

Врач рядом, хотя физически его нет: как телемедицина спасает жизни в Криворожье

Фото: Первый Криворожский

Даже в отдаленных населенных пунктах, куда не ходит общественный транспорт, возможна консультация эндокринолога, кардиолога или психиатра. Все это — благодаря телемедицине, которая уже работает в двух населенных пунктах Криворожского района.

Журналистка «Первого Криворожского» пообщалась с представителями общественной организации «Casers», которые внедряют телемедицину в Криворожье.

В Криворожском районе есть отдаленные села, откуда жителям необходимо ехать более 70 километров до Кривого Рога, чтобы записаться на обследование. В то же время общественный транспорт не курсирует, а такси стоит около 800–1500 гривен. В таких условиях даже простая консультация с врачом становится неудобной. Но благодаря телемедицинским центрам, которые появились в пяти селах Апостоловской и Грушевской громад, медицинская помощь стала намного ближе и бесплатной.

Что такое телемедицина и почему это не «просто видеозвонок»


Телемедицина — это не просто разговор с врачом по видеосвязи. Это полноценный осмотр с применением современных цифровых технологий и специального оборудования — электронного стетоскопа, дерматоскопа, отоскопа, анализатора крови и т. д. Благодаря этим приборам врач может «услышать» сердце пациента, увидеть кожу или носоглотку и сделать выводы, как будто пациент сидит у него в кабинете.


«Например, электронный стетоскоп дает медсестре или фельдшеру возможность на месте записать аускультацию сердца или легких и этот звук передать врачу дистанционно. С помощью электронного отоскопа медсестра может на месте сделать фото- и видеозапись уха / горла / носа и передать это качественное изображение отоларингологу, и врач увидит то же, что он мог бы увидеть у себя в кабинете обычным отоскопом. А электронный дерматоскоп обеспечивает получение высококачественных макроснимков пораженных участков кожи», — рассказывает Мария, коммуникационный менеджер общественной организации «Casers».

Но в телемедицине недостаточно просто услышать врача или клиента — важно, чтобы они видели друг друга. Врачу необходимо считывать невербальные сигналы, оценивать состояние пациента, его движения, скорость реакции, поведение, дрожание рук, реакцию глаз и т. д. Поэтому центры оснащены скоростным интернетом, большим монитором, качественным микрофоном, камерой, а также наушниками, которые по желанию пациента могут использоваться при необходимости частной консультации.


Телемедицина — спасительная палочка для отдаленных регионов во время и после войны


Из-за войны многие врачи уехали из прифронтовых регионов, амбулатории повреждены, а до городов добраться трудно.

«В ближайшие годы, даже после окончания войны, врачи не будут возвращаться в опасные, пострадавшие регионы, пока там не завершится разминирование, не восстановятся дороги, школы, инфраструктура и т. д.

Поэтому острая нехватка врачей в следующие 2–5 лет будет только усиливаться. Поэтому поиск альтернативных решений неизбежен, и телемедицинский формат является и будет спасительной палочкой для отдаленных регионов»
, — поделилась Мария.

Другое преимущество телемедицинских центров — безопасность. Они могут работать там, куда выезд мобильных бригад гуманитарных организаций запрещен.

«У нас есть телемедицинский центр в одной из прифронтовых локаций Днепропетровской области, и туда сейчас никто из гуманитарных организаций не выезжает. Местные медсестры и фельдшеры без проблем организуют необходимые консультации своим пациентам и с кардиологом, и с неврологом, и с дерматологом, и с психиатром, и с врачами других специальностей», — рассказывает Мария.

Проблемы внедрения телемедицины


Основные проблемы при внедрении телемедицины — средний возраст медсестер и фельдшеров и их низкий уровень владения компьютером и смартфонами.

«Во многих локациях до открытия телемедицинских центров не было компьютеров и интернета, поэтому приходилось не только внедрять услугу, но и учить работать с компьютером и смартфоном с нуля», — объясняет Мария.

Также на старте пациенты часто с недоверием относятся к телемедицинским консультациям, но после первой попытки начинают понимать ценность и качество услуги и дальше рассказывают соседям, родственникам, друзьям.

«Сначала телемедицина вызывает недоверие и непонимание, но все, кто обратился хотя бы один раз, обращаются еще и на повторные визиты, приглашают своих родственников и соседей воспользоваться услугой. Когда попробовали один раз, уже не возникает вопросов», — добавляет Мария.

Внедрение телемедицинских центров в Грушевской и Апостоловской громадах Криворожского района


Общественная организация «Casers» выбрала такие села Криворожья, где нет общественного транспорта, далеко до ближайших больниц, а другие мобильные гуманитарные организации не работают. Грушевская и Апостоловская громады — прифронтовые, а в выбранных населенных пунктах — Грушевке, Украинке, Каменке, Казацком Куте, Червоной Колоне — доступ к медицинским услугам наиболее затруднен. К тому же эти громады пострадали от боевых действий, а после подрыва Каховской ГЭС остались без питьевой воды.


«Для нас важно не просто поставить оборудование в амбулаторию, а именно внедрить услугу, чтобы в громаде, где нет доступа к медицинским услугам, отсутствует транспортное сообщение, люди могли обращаться к кардиологу, эндокринологу или любому другому врачу. Телемедицинские центры прекрасно закрывают эту потребность. Когда работает только мобильная бригада, то пациент должен болеть по графику выезда бригады, а телемедицинские центры позволяют предоставить пациенту врачебную консультацию тогда, когда ему нужно, и в той мере, которая нужна, без очередей, без платных больниц, без необходимости выезда на 100 километров», — говорит Евгений Урсалов, основатель ОО «Casers».

Жители стали более сознательно относиться к своему здоровью


По словам представителей ОО «Casers», из-за войны многие пациенты отдаленных районов, особенно пожилого возраста, откладывают визит к врачу, и состояние их здоровья значительно ухудшилось.

«С внедрением телемедицины пациенты стали более сознательно подходить к своему здоровью и начали обращаться в ближайшие центры для получения консультации того или иного врача. Те, кто раньше не видел возможности, наконец начали заниматься своим здоровьем».

Например, в Апостоловской и Грушевской громадах центры появились в мае. С тех пор уже провели более 500 консультаций.

«Динамика разная в каждом селе, но везде положительная: количество консультаций растет, люди начинают больше доверять и привыкать к такой новой услуге. В целом по другим телемедицинским центрам в среднем ежемесячно происходит 40–80 консультаций врачей. Но это количество постоянно растет», — объясняет Мария.



Консультации каких врачей могут получить жители Криворожского района


К телемедицинским консультациям привлечено более 150 врачей и больниц со всей Украины: Киева, Хмельницкого, Черновцов, Ивано-Франковска, Умани, Запорожья, Ровно, Херсона.

«Есть даже такие больницы, которые для пациентов из прифронтовых регионов выделили отдельные часы вне очереди, чтобы иметь возможность помочь людям, которые больше всего страдают от войны», — отметила Мария.

Пациенты могут обратиться к семейному врачу, кардиологу, эндокринологу, дерматологу, неврологу, флебологу, отоларингологу, педиатру, гематологу, онкохирургу, нефрологу, ревматологу, урологу, аллергологу и любому другому врачу.

В то же время есть часть обследований, которые необходимо проводить только при физическом осмотре — это касается, например, неотложных состояний и приема гинеколога, офтальмолога. Но в плановой медицине многие вопросы можно решить с врачом дистанционно.

К каким врачам чаще всего обращаются жители Апостоловской и Грушевской громад


В селах Грушевской и Апостоловской громад чаще всего обращаются к неврологу, дерматологу, гастроэнтерологу, эндокринологу и семейному врачу. Каждый центр в зависимости от удаленности районных или областных больниц имеет свою специфику, и телемедицинский центр помогает закрывать самые острые потребности.


Как воспользоваться услугами центров


Для получения консультации врача необходимо:

  • обратиться в телемедицинский центр по телефону или прийти лично;
  • медсестра запланирует прием семейного врача или специалиста в удобное время без очередей и ожидания;
  • в назначенный день и время необходимо прийти в телемедицинский центр на консультацию и иметь при себе необходимые выписки, документы или другие медицинские записи.

Все консультации проводятся бесплатно по направлению семейного врача. Они входят в Программу медицинских гарантий, и их стоимость покрывается за счет НСЗУ.

Как проходит прием в телемедицинском центре


Все — как на обычном приеме:

  • пациент приходит в амбулаторию, медсестра его встречает, подключает к видеосвязи с врачом;
  • врач задает вопросы, просматривает анализы, может попросить медсестру помочь осмотреть пациента специальным оборудованием для дистанционного осмотра пациента;
  • при необходимости врач может назначить расширенные анализы или дополнительную диагностику, например КТ, МРТ, и записать на повторную консультацию.


Пациенты впервые узнают о своих диагнозах: как одна консультация меняет жизнь


Например, пациентка с поражением сосудов впервые получила консультацию сосудистого хирурга прямо в своем селе.

Женщина с проблемами зрения узнала, что у нее диабет, и впервые обратилась к эндокринологу.

Другая пациентка, которая годами жила с болью в глазу, наконец получила правильный диагноз.

Пациенту с редким онкозаболеванием крови нужен был гематолог и онколог. Такие специалисты есть только в областных больницах. Теперь он сможет лечиться и быть на постоянной связи со своими врачами в дистанционном формате, не выезжая за пределы громады.

Инсулинозависимым пациентам теперь не нужно ехать в областной центр и тратить целый день на дорогу — они могут получить план лечения за один визит в ближайшую амбулаторию.

Удивленные, но счастливые: реакции пациентов на первые визиты в телемедицинские центры


Если раньше пациент мог обратиться только к врачам районной больницы, то теперь сотрудники ОО «Casers» часто сталкиваются с удивлением от качества и глубины консультации, которую пациенты получили телемедицинским способом.

«Говорят: "Так много меня еще никто не расспрашивал", "Так хорошо меня еще никто не консультировал". Пациенты выходят счастливые и довольные. Большинство — удивлены. Говорят, не ожидали, что онлайн-прием будет «как настоящий», — делится Мария.

Открытие новых телемедицинских центров


По словам коммуникационного менеджера Марии, ОО планирует открывать новые телемедицинские центры.

Если есть громады, которые желают открыть такие центры, то можно обращаться на почту общественной организации «Casers» [email protected]


Контакты телемедицинских центров


  • Грушевка — +38 (075) 186 00 48
  • Украинка — +38 (075) 186 00 47
  • Каменка — +38 (075) 186 00 46
  • Козацкий Кут— +38 (075) 186 00 45
  • Червона Колона — +38 (075) 186 00 43



Осуществлено при поддержке Ассоциации «Независимые региональные издатели Украины» и Amediastiftelsen в рамках реализации проекта Хаб поддержки региональных медиа. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров.



Ссылка скопирована в буфер обмена