Своими руками доначу на победу: как «Швацкий рой» помогает ВСУ

Фото: Первый Криворожский
«Швейный рой» - это волонтерская инициатива в Кривом Роге, которая возникла с начала полномасштабной войны.
Как все начиналось
Елена работает в собственной мастерской по пошиву одежды. После начала полномасштабной войны она самостоятельно шила вещи для военных, ведь в ее семье тоже есть военные. Но впоследствии ей начало поступать больше запросов.

«Тогда я пришла в "Шелтер+" и сказала, что мне нужна помощь», - рассказывает женщина.
Впоследствии к Елене присоединилась Татьяна. Она также по специальности конструктор одежды, но никогда не работала в этой сфере. Женщина в начале войны помогала как могла - шила сама флаги, носилки и другое, на что были запросы от военных.

«У меня был какой-то внутренний толчок, что это сейчас нужно», - делится Татьяна.
Когда появилась потребность в системной работе - присоединилась к Елене.
Так «Швацкий рой» начал развиваться на базе культурно-общественного центра «Шелтер+», когда все довоенные проекты в нем приостановились и он начал принимать гуманитарную помощь.
Тогда Елена организовала коворкинг для женщин-переселенок. Сначала это была мастерская для них, ведь на тот момент переселенок в Кривом Роге было много и «их нужно было чем-то занять».
«Мы начали шить плащи военным, шили платья по проекту «Платье к Рождеству», костюмы для театральной студии, флажки - все, что нужно было для спектаклей. Инициатива называлась "Волшебная мастерская"», - рассказывает Елена.
Именно тогда началось плавное превращение из коворкинга в настоящую волонтерскую инициативу.
Впоследствии название «Волшебная мастерская» изменили на «Швейбат».
«Потому что "Волшебная мастерская" для ВСУ - это как-то немножко не прикольно», - объясняет Елена.
Но когда выяснили, что такое же название имеют российские инициативы, которых и показывает сначала Гугл, то выбрали «Швацкий рой».
Что шьют
Все зависит от запроса. Если нужны флаги - шьют флаги. Если надо адаптивную одежду - берутся за нее. Обычно запросы поступают от военных или волонтеров, которые передают вещи на фронт.
За весь период полномасштабного вторжения они сшили примерно 1 300 флагов.
«Это не много, но мы все время понемногу их шьем», - говорит Татьяна.
Их флаги развеваются и на освобожденных территориях.
«В Нововоронцовский район, когда освобождали Херсонщину, мы, наверное, флагов 300 отправили», - рассказывает Татьяна.
«Был период, когда мы даже разрезали шахтные вентиляционные рукава и шили тенты на КамАЗы, ПВО», - добавляет Елена.
Сейчас чаще всего волонтеры шьют плащи с антиинфракрасным эффектом и адаптивную одежду. Все модели или конструируют самостоятельно, или берут образцы у военных. А уже готовые вещи отдают на тестирование.
«Я спрашиваю: на каком расстоянии вам удобно? Где завязки? Если что-то было неудобно или неправильно, в следующий раз меняем. Делаем с ошибками, но совершенствуем», - говорит Елена.
По ее словам, себестоимость плаща составляет примерно 1 280 гривен (цена только ткани), в то время как в продаже он стоит 4 000 гривен.
Волонтеры отправляют пошитые вещи в разные города Украины, а также в госпитали.
Режим работы и масштабы
Мастерицы работают в небольшой команде. Постоянно - двое, остальные присоединяются по возможности. Татьяна в начале войны набирала группу студентов на обучение. Поэтому некоторые из них до сих пор волонтерят.
«Был случай, когда за день мы сшили 100 флагов», - говорит Татьяна.
Один человек тратит 6-8 часов на пошив плаща, если все уже раскроено.
«Втроем мы можем за день сделать два комплекта плащей с гамашами», - говорит Елена.
У них нет уже готовых вещей наперед, все шьется под конкретный запрос. Единственное, что делают про запас, - флаги, потому что они нужны постоянно.
Как помогают люди
Раньше ткань приносили активно, также чаще донатили. Один иностранный волонтер даже передал целый рулон ткани - из него долго шили флаги. Сейчас приходится объявлять конкретные сборы. Например, когда шили адаптивное белье, просили людей принести хлопчатобумажную ткань из дома.
«У всех есть какие-то заначки, что бабушки собирали. И люди активно приносили. Мы сшили штук 100 трусов. Закупали только фурнитуру и нитки», - рассказывает Татьяна.
Психологические вызовы
Работа волонтерская, поэтому не всегда легкая. Елена волонтерит в выходные, потому что в будни работает. Но иногда в обеденный перерыв может приехать в мастерскую.
«Я, наоборот, на волонтерство пошла для успокоения нервов. Война была большим ударом по психике. И муж ушел добровольцем на второй день после начала войны. Я осталась одна. Волонтерство - мой способ быть полезной», - делится Татьяна.
Татьяна даже уволилась с основной работы, чтобы заниматься только волонтерством.
«Это меня успокаивает. Я чувствую, что я нужна. Своими руками я доначу на победу. Также я стараюсь посещать и психологические группы поддержки для жен военных», - поделилась Татьяна.
Особенно тяжело, когда шьют вещи не для живых.
«Нас попросили волокуши для погибших. И я так боялась девушкам-волонтерам об этом сказать. Потому что когда люди шьют на победу, для живых, для войска, они молятся над вещью, а здесь я знаю, что это будет для погибшего. Но это же надо все равно делать кому-то», - поделилась Елена.
Трудности работы
«Основная потребность сейчас - в деньгах и волонтерах. Мы уже сами все заказываем, ищем поставщиков, но просим помочь собрать деньги», - рассказывает Елена.
Другая проблема - отсутствие отчетов.
«Случаи, в которых волонтеры не предоставляют отчеты, участились. Поскольку мы бесплатно это делаем, то нам надо показывать людям, чтобы они нам в дальнейшем могли помогать. Для этого надо хоть какой-то отчет», - говорит Татьяна.
Как помочь «Швейному рою»:
- принести ткани, нитки;
- задонатить средства на материалы;
- присоединиться к пошиву.
«Мы можем научить шить и кроить. И пользоваться профессиональным оборудованием», - добавила Елена.

Контакты «Швейного роя»:
- ссылка на банку моно;
- соцсети фейсбук;
- телефон Татьяны 096 334 54 34
Осуществлено при поддержке Ассоциации «Независимые региональные издатели Украины» и Amediastiftelsen в рамках реализации проекта Хаб поддержки региональных медиа. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров.
