Игры как оружие: как Россия распространяет пропаганду через виртуальный мир

Игры как оружие: как Россия распространяет пропаганду через виртуальный мир

Фото: Первый Криворожский

Компьютерные игры стали новым полем распространения пропаганды. Российские разработчики используют этот инструмент для влияния на сознание миллионов игроков во всем мире, а психологические механизмы лежат в основе этого влияния. В деталях разбиралась команда онлайн-медиа «Первый Криворожский» с аналитиком Центра демократии и верховенства права Сергеем Сырбу и практикующей психологиней, коррекционной педагогиней Юлией Табакиной.

Популярность компьютерных игр охватывает разные возрастные группы и постоянно растет. Современные игры привлекают не только детей и подростков, но и взрослых и пожилых людей.

Согласно исследованиям технологического сайта Techjury.net, наибольшее количество игроков приходится на возрастную группу 18–34 года, однако значительная доля играющих принадлежит и группе 35–44 года. Это обусловлено разнообразием жанров и платформ, позволяющих каждому найти что-то интересное для себя: от простых мобильных игр до сложных стратегий и симуляторов на персональных компьютерах и консолях. Рост популярности игр среди старших возрастов также объясняется влиянием так называемых ретро-игр, вызывающих ностальгию, и увеличением времени, которое можно провести дома.

Компьютерные игры оказывают значительное влияние на общественное сознание. Они формируют представление о мире, могут развивать креативность и стратегическое мышление, а еще способствовать социализации через онлайн-сообщества и многопользовательские режимы. Но прежде чем выбрать для себя игру, важно учитывать ее контекст и содержание.

Пропагандистские игры русского происхождения

Российская Федерация начала использовать пропаганду в играх еще как минимум в 2008 году, когда российская студия Red Ice выпустила игру «Противостояние: Принуждение к миру», где Россия якобы противостоит представляющему Польшу блоку НАТО, а Украина блокирует российский Черноморский флот в Севастополе. Россия в виртуальном мире отвечает активным действиям. Всем, кто играет, обещаны масштабные боевые действия на Северном Кавказе и Европе, с участием кораблей с крылатыми ракетами, систем ПРО и беспилотников.

В 2017 году московская студия Cats Who Play выпустила игру. Сирийская война, где террористов финансирует «коллективный Запад» — часто используемое пропагандой РФ словосочетание, а российские солдаты являются настоящими защитниками, которые действуют очень эффективно и вовремя оказываются на помощь.

В феврале 2023 года еще одна московская студия – Mundfish – выпустила игру Атомное сердце о майоре КГБ. В этой игре классические способы пропаганды – романтизация коммунизма, СССР, намеки на полномасштабную войну России против Украины. Министерство цифровой трансформации Украины в 2023 году прислало официальное письмо компании Sony, Microsoft и Valve. Госслужащие попросили полностью запретить продажу цифровых версий этой игры на территории Украины и ограничить ее распространение в других странах из-за токсичности контента.

В 2024 году россияне выпустили игру «Лучшие в аду». В ней игроки выступают наемниками из ППК «Вагнер» и штурмуют город Попасная в Луганской области, который пострадал во время российского вторжения. Игра прославляет насилие, заставляя игроков убивать «украинских националистов», основываясь на пропагандистской риторике, демонизирующей украинцев и оправдывающей российскую агрессию.

Пропаганда в компьютерниых играх

Пропаганда на мировых платформах

Помимо собственных разработок россияне распространяют пропаганду в популярных играх. Российские игроки Minecraft воссоздали битву за Соледарь. В игре World of Tanks в честь победы над нацистской Германией был воспроизведен парад танков 1945 года. Пользователь из РФ в Roblox создал отряд МВД для празднования Дня России. Эти игры и платформы для их распространения, такие как Discord и Steam, становятся площадками для российской пропаганды, распространяя ее среди других игроков.
Пропаганда в компьютерных играх


«Самая большая проблема платформы Steam – это модерация. Модераторы не справляются с родным для себя англоязычным контентом. А если говорить о каких-то других языках, в том числе русском, то здесь еще больше проблем. То есть люди могут спокойно использовать какую-то символику вторжения России в Украину, какие-то Z, флаги, лозунги и имена военных преступников. И это действительно органическое поведение российских пользователей в условиях определенной анонимности, когда ты понимаешь, что никакой ответственности за твое проблематичное поведение или распространение языка вражды не будет», — говорит аналитик Сергей Сырбу в комментарии «Первому Криворожскому».
Сергей несколько месяцев наблюдал за платформой и видел на ней сотни аккаунтов, демонстрирующих токсичные паттерны поведения.

«Я увидел только один пример, когда аккаунт заблокирован. Если даже пользователи жалуются на определенный контент, модераторы платформы просто не успевают его рассматривать», — говорит Сергей.
Есть платформы, запрещающие использовать политический контент. Яркий пример – это игровая среда Roblox. Здесь люди могут самостоятельно создавать много разных игр на основе игрового двигателя.

«И все равно такие игры встречаются, но если на них обращают внимание эксперты, исследователи или журналисты, такая игра удаляется», – объясняет аналитик.

Пропаганда в компьютерных играх

33-летний налоговик Юрий из Кривого Рога поделился с редакцией своим опытом пребывания в игровых средах.

«Я стараюсь избегать контактов с российской игровой средой (например, выбираю европейские кластеры вместо российских), но россияне все же встречаются. Ватников бывает заметно за никами из Z, всякими там "СМЕРШ" и т.д. Политический спор они разводят редко (ибо, по-видимому, не хватает знания английского), но могут вести себя провокативно. Недавний случай – на моем персонаже украинский флаг, в начале раунда прилетает выстрел в спину от сокомандующего. Обращаю внимание на его ник - "Kill UA", на аватарке Путин. Оставил жалобу в поддержку, но результаты ее рассмотрения неизвестны», – говорит Юрий.
Кроме россиян, встречаются жители Европы или США, которых может «занести» в обсуждение политики, и там используется стандартный набор фраз об «отмывании денег на войне» и другие чепухи. Что других по крайней мере можно блокировать, чтобы не портили настроение, объясняет Юрий.

«Что-то доказывать им не вижу смысла — это неразумные люди, которые не знают, о чем говорят, и пытаются казаться "немейнстримными". К сожалению, отфильтровать таких людей малореально, разве что в этом будут заинтересованы администраторы серверов и сообществ», — говорит криворожанин.
Единственный, по его мнению, действенный способ этому противостоять — строить украинскую игровую среду, играть вместе и «залетать» в матч целым рядом друзей. Так меньше шансов, что с вами в команде окажется какой-нибудь случайный россиянин.

Цели роспропаганды в играх

Одной из главных целей является создание положительного вида России и на внутренней, и на интернациональной аренах. Пропаганда через игры помогает формировать патриотические настроения граждан и поддерживать гордость за страну.

Российская пропаганда часто изображает врагов или оппонентов в отрицательном свете. Это может включать как исторические враги, так и современные политические споры. Подобные игры помогают оправдывать военные действия и политические решения.

Пропаганда в компьютерных играх также направлена на поддержание и укрепление национальной идентичности. Использование символов, культурных элементов и событий помогает формировать чувство единства и общей истории.

Игры используются в качестве инструмента для распространения политических идеологий и влияния на сознание игроков. Это включает формирование положительного отношения к кремлевскому правительству и его политике.

Игры могут использоваться для манипуляции эмоциями игроков, в частности для создания страха или ненависти к определенным группам людей или стран. Это помогает контролировать общественное мнение и способствует достижению политических целей, говорит в комментарии «Первому Криворожскому» психолог Юлия Табакина.
Пропаганда в играх является мощным инструментом, позволяющим влиять на большую аудиторию, в частности молодежь, которая проводит значительное время по компьютерным развлечениям.

Психологические механизмы влияния пропаганды в компьютерных играх включают в себя различные методы и техники, направленные на манипуляцию сознанием игроков и формирование в них определенных взглядов и убеждений.

Часто русские используют в своих играх чувство ностальгии.

«Изображение советской техники как лучшего или эпизодов исторического прошлого может повышать гордость за советское наследие и формировать приверженность российским вооруженным силам», – говорит Юлия Табакина.
Это формирует положительный образ агрессора. Игры могут уродовать реальность и выставлять советских или российских военных в положительном свете, что также способно влиять на отношение к военной агрессии РФ против Украины.
«Пропагандисты часто используют романтизированные образы советских времен, акцентируя на положительных моментах, таких как достижения в космосе, социальные гарантии и коллективизм. Это создает идеализированную картину прошлого, которая не учитывает негативные аспекты, такие как репрессии, дефицит товаров и ограничение свобод», – объясняет Юлия.
Ностальгия апеллирует к эмоциям, вызывая теплые воспоминания у старшего поколения («вот когда мы были молодые, такого бардака не было») и любопытство у младших. Использование изображений старых товаров, рекламы, фильмов и песен создает эмоциональную связь с аудиторией, что делает ее более уязвимой к пропагандистским месседжам.

Использование ностальгии как инструмента пропаганды эффективно благодаря его способности вызывать сильные эмоциональные реакции. А когда есть сильные эмоции, человек становится уязвимее и менее критично мыслит, а значит, подвергается разным нарративам.

Как предотвратить распространение российской пропаганды в играх среди детей и подростков

Во-первых, конечно, не играть в русские игры. Но поскольку пропаганда может случаться и в других играх, психологиня Юлия Табакина советует объяснять детям простыми словами, что такое пропаганда и как она может быть опасна. Пропаганда – это попытка влияния человека или группы людей на то, как ты думаешь или ведешь себя, показывая ложную информацию.

Пропаганда в компьютерных играх

Для обучения детей критическому мышлению следует обсуждать с ними, что они видят в игре, какие сообщения они получают и почему это может быть манипуляцией. Если игра вызывает сильные эмоции или показывает агрессивные обиды, это может являться признаком пропаганды. Важно поощрять детей проверять информацию из разных источников и распознавать манипуляции.

В случаях токсического поведения игроков лучше игнорировать, блокировать их и сообщать модераторам о нарушениях. Это поможет сохранить эмоциональное состояние и избежать дальнейших конфликтов.

Фото: Владислав Нестеренко

Видео: Тадеуш Бабеуш

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена