Дети с будущим, а не с аутизмом: как учатся школьники с расстройством аутистического спектра

Дети с будущим, а не с аутизмом: как учатся школьники с расстройством аутистического спектра

Фото: Первый Криворожский

Полученные в школе навыки и знания быстро теряются, забываются друзья и из-за сплошного стресса появляется дезориентированность. Это лишь часть последствий, которые в жизнь 9-летних Дмитрия из Житомира и Варвары с Луганщины принесла полномасштабная война России против Украины.

Оба школьника имеют аутистическое расстройство, но вместе с семьями и преподавателями пытаются продолжать учиться. Пока папа Димы отстаивает границы Украины, а мама Вари - освещает новости. Их имена мы не называем из соображений безопасности.

Родители детей с особыми учебными потребностями сталкиваются со специфическими сложностями: то переезды, то нет ассистента учителя, то постоянные тревоги, которые стрессируют детей. Кроме того, многие дети выросли в русскоязычной среде, что может усложнять и без того трудную коммуникацию со сверстниками.

Ассистент учителя

Дети, которые живут с расстройством аутистического спектра, имеют возможность учиться в обычном классе, среди обычных детей. Хоть в войну, хоть в мирное время они нуждаются в помощи ассистента учителя. Для таких детей ассистенты выступают своеобразными проводниками. Их задача - донести до ребенка адаптированный учебный материал так, чтобы он его понял и усвоил. Такая практика, наработанная в мирное время, существует и во время войны, правда, с определенными поправками. Ведь многие специалисты выехали за границу, а потому каждый нуждающийся в этом ребенок не может заниматься с ассистентом. Поэтому часто эту функцию берут на себя родители.

Дети, о которых мы ведем речь, учатся как очно, так и дистанционно, имеют разный уровень развития речи и разные степени расстройства аутистического спектра. Единственное, что их объединяет - уязвимость.

Психолог и основательница центра развития для детей с особыми потребностями в Тернополе Светлана Гуцуляк говорит, что перед обучением детей с любыми расстройствами специалисты сначала оценивают способности ребенка. Затем, согласно результатам оценки, ассистент должен адаптировать учебный материал в соответствии с возможностями конкретной ученицы или конкретного ученика. Ассистент обязательно учитывает склонности ребенка.

"Каждый ребенок имеет склонности к каким-то учебным дисциплинам. Как только это удается выявить - лучше сосредоточиться именно на том, что у ребенка получается хорошо, и добавлять к этому уже другие учебные предметы", — говорит Светлана.

Одноклассники

Во время обучения детей с РАС необходимо постоянно подбадривать их и хвалить. Учителя и ассистенты должны подчеркивать малейшие достижения ребенка - говорить об этом как лично, так и перед классом. Так ребенок с расстройством поймет, что он является частью коллектива и ничем не отличается от одноклассников. Такая методика также позволяет другим ученикам воспринимать ребенка с аутистическим спектром как равного, как имеющего свои преимущества и недостатки. Как все люди.

Также необходимо привлекать других детей в классе к взаимодействию с детьми с РАС, моделировать ситуации позитивного социального взаимодействия.

Одноклассники и одноклассницы также могут частично выполнять роль "ассистента" ребенка, помогая ему в учебе и в наработке социальных связей - в частности, во время перерывов между уроками.

Детали - важны

Для детей с расстройством аутистического спектра чрезвычайно важным является планирование и четкая структура во всем. Каждый следующий шаг должен быть детально проговоренным и спланированным. Подобная методика помогает ребенку чувствовать себя безопасно и понимать порядок действий.

"Часто при работе с такими детьми нам приходится заранее рассказывать, что мы будем делать, какое задание будет следующим, использовать визуальные подсказки. Это помогает ученикам быть готовыми к следующему заданию и не воспринимать, как что-то "новое", — говорит психолог.

Обычно социальной адаптацией детей с аутизмом в школе занимается ассистент, однако порой эти функции приходится выполнять родителям. Особенно во время дистанционного обучения.




Дмитрий Таносив
- 9-летний мальчик с расстройством аутистического спектра. Уже второй год подряд он учится в первом классе в одной из школ на Тернопольщине. Его отец с 2014 года защищает Украину в рядах ВСУ и сейчас служит в одной из частей на Житомирщине. Мать, кроме Дмитрия, воспитывает еще и двухлетнюю дочь. За год до полномасштабного вторжения семья Таносиев переехала из Житомира в Чертков Тернопольской области к родителям, как оказалось - не зря, ведь оказались подальше от боевых действий.

"Решение отвести сына в школу далось мне непросто, — вспоминает Татьяна, 42-летняя мама Дмитрия, — Но я понимала, что ему нужно видеть как себя ведут другие дети, хотя особых надежд на школу не возлагала".

Мальчик почти не разговаривает, а потому обучение проходит крайне трудно. Сначала Дмитрий вообще не воспринимал ассистента учителя, поэтому на уроках с ним приходилось сидеть маме.

"Это был тяжелый год, ведь я не учитель, а приходилось как-то объяснять сыну учебный материал. Я делала все интуитивно: что-то получалось, что-то нет", — вспоминает Татьяна.
Уже в 2022-2023 учебном году на уроке с Дмитрием занимается ассистентка учителя Мария Кокив. Для женщины это первый подобный опыт. После окончания института она прошла специальные курсы и теперь помогает маленькому Дмитрию получать знания. Мария адаптирует учебный материал под навыки мальчика и понятными именно для него методами объясняет школьные предметы. А еще она присматривает за мальчиком во время перерыва, сопровождает его в столовую и если надо подсказывает как вести себя на перемене или на нестандартных уроках.

Психолог Светлана Гуцуляк отмечает, что также чрезвычайно важна положительная коммуникация учителя и ребенка. К примеру, учителям во время общения с детьми с РАС рекомендуют говорить четче и медленнее, а еще давать ребенку больше времени на ответ, спокойно реагировать на посторонние слова или звуки, которые произносит ребенок.

Преподавателям и родителям надо осознавать, что ребенок с РАС требует больше индивидуального внимания, помощи и подсказок. Кроме того, детям с ментальным расстройством следует давать меньше заданий, разбивать их на меньшие шаги-действия.

Подобную методику можно применять и при дистанционном обучении, говорит мама Варвары.




Варвара Тарасова - второклассница. Ей 9 лет и она тоже имеет расстройство аутистического спектра. Девочка учится дистанционно. Разговаривает довольно плохо, но может самостоятельно строить простые предложения, писать и читать.

После полномасштабного вторжения России в Украину семья девочки переехала из Луганщины в одну из западных областей Украины, но учиться ребенок продолжил в своей школе, только уже онлайн. Можно сказать, что ей повезло, ведь бывшая ассистентка учителя, которая успешно занималась с Варей в родной школе, теперь является ее классным руководителем, прекрасно понимает особенности ребенка и понимает, как строить с ней учебный процесс. Все усложняет только дистанция: учительница сейчас в Эстонии, поэтому роль ассистентки выполняет мама девочки. Трижды в неделю у Варвары проходят уроки, всего на них уходит час. За это время ребенок изучает три дисциплины: чтение, письмо и математику.

"Конечно, дистанционное обучение усложняет усвоение материала. Даже обычным детям, без тех или иных особенностей ментального развития, трудно учиться в таких условиях. Варя часто отвлекается, но все равно старательно учится, и мы видим успехи", — говорит учительница Вари Татьяна Самойленко.




Видеть будущее, а не проблему

Родители девочки не хотели отдавать дочь в местную школу по двум причинам. Во-первых, боялись воздушных тревог и обстрелов, не хотели, чтобы их ребенок бегал в подвал, ведь новые места для Вари - это большой стресс. Во-вторых, Варя выросла в русскоязычной среде, и понимает украинский язык немного хуже, чем предусмотрено школьной программой. Поэтому, когда появился вариант продолжить обучение в родной школе, но дистанционно, родители девочки с радостью согласились, хотя и пришлось пожертвовать собственным временем ради занятий с дочерью.

Более полугода после полномасштабного вторжения Варвара не училась по школьной программе вообще, только посещала коррекционных педагогов, говорит мама. Поэтому второй класс для нее начался с повтора уже усвоенной программы.

"С Варей пришлось заново изучать буквы, учиться писать, читать, учить цифры. Понадобилось много времени, чтобы она привыкла к такому формату обучения: в экране - я (учительница. - прим. ред.), рядом мама, которая повторяет все, что я говорю, и на нас обоих ребенку надо обращать внимание, ему надо выполнять задания Это для девочки очень трудно. Однако сейчас мы уже имеем значительные успехи", — рассказывает учительница Вари.
Психолог Светлана Гуцуляк советует использовать те же методы, по которым бы ребенка учили в обычном классе - привлекать визуальные подсказки, решать задачи на примере героев любимых мультиков и тому подобное.




А еще иногда можно применять дополнительную стимуляцию - например, после выполненного задания позволить поиграть любимой игрушкой или съесть конфету.

"Такой метод поощрения также является достаточно действенным, ведь ребенок более мотивирован выполнить задание и получить желаемое", - говорит Светлана и отмечает, - Не нужно ждать, что за год или два все педагоги будут готовы работать с такими детьми, но с каждым днем, с каждым годом они получают новые знания и опыт, которые обогащают их педагогическую практику и помогают детям с ментальными расстройствами чувствовать себя равными и нужными в социуме", — говорит психолог.

2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. Поэтому несколько советов от редакции на случай, если вы встретите семьи с ребенком с расстройством аутистического спектра и растеряетесь.

Как могут помочь те, кто рядом:

  • Просто спросите у взрослого, который вместе с вами идет в укрытие с ребенком с РАС, нужна ли какая-то помощь. Но не настаивайте, если человек отказался.
  • Не делайте замечания ребенку ни в присутствии родителей, ни без них. Проявите терпение.
  • Будьте тактичными с детьми и их семьями.
  • Можете предложить взрослому, который сопровождает ребенка, чем-то угостить малышей.
  • Не пытайтесь настойчиво контактировать с таким ребенком; лучше дать время на адаптацию, чтобы ребенок привык к новой среде.
  • Будьте доброжелательными, контактируйте тактильно, только если ребенок проявляет инициативу.
  • Если вы спустились в укрытие с собакой, не подпускайте ее к ребенку - это может его дополнительно напугать.



Ссылка скопирована в буфер обмена