Хочу украинскую Венздей, — режиссерка Александра Рубан
Фото: Первый Криворожский
Александр Рубан имеет несколько образований, которые объединила в одной работе — режиссура. До этого она работала в Кривом Роге журналисткой, но захотела получить еще одно высшее образование, по специальности которого продолжает работать. После переезда в Киев Александра работала второй режиссеркой в юмористических скетч-шоу "Страна У", "Однажды под Полтавой".
Карьеру в анимации она начала в проекте «Эскимоска. Приключения в Арктике», где была сценаристкой и второй режиссеркой третьего и четвертого сезонов. Впоследствии Александра стала работать над мультфильмом по мотивам украинской писательницы Леси Украинки «Мавка. Лесная песня».
Журналистка "Первого Криворожского" пообщалась с Александрой о переезде в Киев, карьере и украинской анимации.
– Александра, почему решили переехать из Кривого Рога в Киев?
– Я окончила криворожский музыкальный колледж, потом получила в Кривом Роге образование психолога, впоследствии работала на «Рудане». Там я была во многих профессиях: снимала, монтировала, редактировала, была ведущей. Я поняла, что мне нужно получить должное образование и поехала поступать в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения Карпенко-Карого на режиссуру телевидения. На самом деле думала, что не поступлю. Училась на заочной форме и продолжала работать. В период экзаменов брала отпуска и ездила в Киев. На четвёртом курсе я решила, что нужно переезжать, потому что не смогу закрепиться. Мы все понимаем, что и проекты, и каналы – все находится в столице. Все едут туда за образованием и возможностями, которых гораздо больше, чем в промышленных городах.
Я хочу, чтобы так не было. Хочу, чтобы Кривой Рог имел возможность давать качественное образование и возможность сюда возвращаться, иметь где работать. Хочу, чтобы Кривой Рог стал центром для молодежи и из него не уезжали, а оставались и делали здесь индустрию.
А сейчас я в Кривом Роге. Я здесь с декабря 2021 года, потому что приехала к родителям на новогодние и рождественские праздники. Хотела возвращаться в Киев, но началась полномасштабная война, потому осталась. Сейчас работаю на расстоянии.
– Почему захотели стать режиссеркой?
– Это действительно интеграция всех твоих навыков и знаний, которые ты имеешь. Режиссер имеет дело со сценарием? Да. Должен уметь писать? Да. Должен уметь снимать? Да. Должен уметь монтировать? Конечно. Если у него музыкальное образование — супер, я его тоже имею. Нельзя сказать, что я кардинально сменила профессию, просто интегрировала все свои навыки и профессии в одной, потому что режиссер имеет совершенно со всем дело.
– После окончания Карпенко-Карого как быстро удалось найти работу по специальности?
– Довольно быстро. Моя первая работа в Киеве — съемка проекта "Страна-У", скетч-шоу с очень талантливыми актерами и авторами. Я все еще поддерживаю со многими отношения. Я была второй режиссеркой на площадке и была второй режиссеркой монтажа в двух выпусках. Поэтому это была разовая акция помощи, если кто-то заболел, например. Мне звонили в восемь часов вечера, а на площадке нужно быть уже в семь утра. Это был очень крутой опыт.
– Что сложнее всего было в Вашей работе?
– Анимация сама по себе очень сложная, потому что это очень дорого и только с первого дубля. В кино или сериале можно выставить камеры и сделать несколько дублей с актерами. Если услышали что-то со звуком, вы можете прямо на площадке это исправить. С анимацией так не выходит, у вас никаких дублей нет. Вы должны все продумать от начала до конца, абсолютно все согласовать с производственным процессом, со всеми департаментами, с техническими, физическими, временными, финансовыми возможностями. Все тысячу раз проверить, очень серьезно готовиться и потом только делать мультик. Если кино можно снимать два-три года, то анимацию делают шесть-семь. И как кто не пытается делать быстрее — не получается. Потому что это очень объемный процесс. И есть производственная последовательность, которую нельзя разрушать для вашего ускорения.
Конечно, есть возможность технически все ускорить, но это обойдется в 150-200 миллионов долларов. Чтобы сделать океан, как в мультфильме "Моана", или волосы Рапунцель, нужно иметь очень серьезную технику. Во второй части "Ледяного сердца", когда Эльза бежит на океан и он замерзает, огромная волна ее накрывает, а она ныряет, я сижу и думаю: "Здесь 500 тысяч долларов, здесь 500, здесь миллион долларов".
– Александра, что Вам нравится создавать больше – кино или мультфильмы?
– Это совсем разные опыты, разные истории. Все должно быть, вы должны себя пробовать. Когда мы получали образование, никто не сказал: "Мальчики и девочки, это разные подходы, это разный промежуток вашей жизни". Я еще работаю в рекламном бизнесе. Мне кажется, что приятнее делать рекламу, потому что она коротенькая и ты скорее видишь результат своей работы. Чтобы работать в анимации, нужно иметь большое терпение и быть влюбленным в профессию.
– Как Вы начали работать над мультфильмом «Мавка. Лесная песня»?
– Я была второй режиссеркой и сценаристкой в проекте “Эскимоска. Приключения в Арктике” в третьем и четвертом сезонах, работала вместе с режиссером Евгением Ермаком.
Когда мы закончили, наши продюсеры подумали, как можно нас использовать. Тогда предложили работу над "Мавкой" и мы согласились. Чрезвычайно клевая команда, невероятно талантливые люди, это очень сложный проект. И условия, в которых мы трудились всю жизнь, а потом коронавирус, а потом еще и война. Я думаю, что можно создавать книгу о том, как снималась "Мавка", и она была бы самой драматичной из всех, которые вы когда-либо читали. Вся история "Мавки" — это история 120 человек. Я очень благодарна за то, что работала над "Мавкой", несмотря на все сложности.
– Как изменилось украинское кинопроизводство после 24 февраля?
– Сейчас индустрия переживает трудные времена, но люди продолжают снимать – это классно. Лично для меня очень важен детский контент. Также хочу снимать сериалы, хочу, чтобы в Украине они были высокого качества, у нас ведь все для этого есть. Хочу украинскую "Венздей", "Очень странные дела" — у нас есть такая возможность.
– Над какими проектами работаете сейчас?
– Работаю над детским проектом, но пока не могу что-нибудь рассказать. Придет время и все узнают. Я не очень люблю рассказывать, как будет классно, потому что это привлекает излишнее внимание, перегревает зрителя.
– Вы считаете себя киевлянкой или криворожанкой?
– Я знала, что вы спросите это, чувствовала. Я из Кривого Рога – это моя гордость, моя семья, мои друзья, я этим горжусь. Это самые лучшие и в то же время самые сложные годы, которые здесь провела. Я знаю, что в Киеве просто гостя. Да, я переехала туда, работаю, но все равно знаю, что Кривой Рог – это мой дом.
Редактор: Софія Скиба