Депутаты местных советов больше не могут скрывать своих решений

Депутаты местных советов больше не могут скрывать своих решений

Фото: bykvu.com

23 февраля 2016 наступила новая эра местного самоуправления в Украине. Именно в этот день ровно два месяца назад был опубликован Закон об обеспечении поименных голосований в органах местного самоуправления. Это означает, что Закон вступил в силу, а местные советы должны заработать «по-новому», - передает prostir.ua.

Что изменилось в работе местных советов?

Теперь практически все голосования депутатов местных советов будут поименные. Ранее депутатам были доступны три режима голосования: открытое, поименное или тайное голосование. Как это выглядело? Депутаты голосовали, например, за выделение земельного участка, а граждане не могут узнать кто конкретно и как голосовал.
Теперь голосование может проводиться только в двух режимах: открытое поименное голосование с указанием позиции каждого депутата или тайное голосование (но только в отдельных случаях, например выборы секретаря совета или выражения недоверия мэру).

Давайте напомним основные нормы Закона, вступили в силу, а именно ч.3 ст.59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Решение местного совета принимаются открытым поименным голосованием. Тайные голосования могут быть исключительно по вопросам, предусмотренным Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», а именно:

  • п.4 ст.26 Закона: избрание на должность и освобождение от должности секретаря совета;
  • п.16 ст.26 Закона: принятие решения о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского головы;
  • п.1 ст. 43 Закона: избрание председателя совета, соответственно заместителя председателя районного совета и первого заместителя, заместителя председателя областного совета, освобождения их от должности;
  • п.29 ст.43 Закона: принятие решения о недоверии председателю соответствующей местной государственной администрации;
  • п.31 ст.43 Закона: внесение в Кабинет Министров Украины предложений относительно председателя соответствующей местной государственной администрации;
  • ч.1 ст.55 Закона: председатель районного, областного, районного в городе (в случае его создания) совета избирается соответствующим советом путем тайного голосования из числа ее депутатов на срок полномочий совета.

Результаты поименного голосования подлежат обязательному обнародованию и предоставлению по запросу в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации». Результаты поименного голосования размещаются на официальном сайте местного совета в день голосования и является неотъемлемой частью протокола сессии совета.

Для выполнения Закона, местным советам необходимо сделать две вещи: привести в соответствие с Законом Регламент местного совета и обеспечить поименное голосование по каждому вопросу повестки дня. Для облегчения работы местных советов, экспертами были разработаны типичные изменения, которые необходимо внести. В разделе Регламента по видам и способам голосования внести следующие изменения:

Решение совета принимаются открытым поименным голосованием, кроме случаев, прямо предусмотренных Законом, в которых решения принимаются тайным голосованием.
Открытое поименное голосование осуществляется:
  • С помощью программно-технического комплекса системы электронного голосования с фиксацией результатов голосования, в том числе с возможной распечаткой результатов голосования каждого депутата;
  • В случае отсутствия технической возможности голосования с помощью системы электронного голосования или в случае принятия процедурного решения Советом о неприменении при голосовании этой системы - путем объявления позиции депутата: в ходе голосования председательствующий объявляет в алфавитном порядке фамилии депутатов. Депутат фамилия, которого объявлена, заявляет о своей позиции «за», «против», «воздержался», результаты поименного голосования фиксируются.
Результаты поименного голосования подлежат обязательному обнародованию, а также предоставлению по запросу в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации». На официальном сайте совета размещаются в день голосования и хранятся в течение неограниченного срока все результаты поименных голосований. Результаты поименного голосования является неотъемлемой частью протокола сессии совета.

Тайное голосование проводится исключительно в случаях, прямо предусмотренных законом, путем заполнения бюллетеней и проведения дальнейшего подсчета.
В разделе о порядке осуществления голосования и принятия решения:

Депутат голосует лично. При голосовании с помощью системы (Рада / Вече) депутат голосует исключительно персональной электронной картой. Запрещается передавать карточку для голосования другим депутатам или голосовать несколькими карточками.

При голосовании путем объявления позиции депутата при отсутствии технических условий электронного голосования каждый депутат объявляет свою позицию «за», «против» или «воздержался» лично.

При тайном голосовании депутат имеет право на получение только одного бюллетеня для тайного голосования и обязан не передавать его другим лицам.

После каждого пленарного заседания на официальном сайте совета по каждому вопросу повестки дня граждане должны иметь возможность просмотреть так таблицу (пример, Львовский городской совет)




Комментарии (3)

Илья Прокопенко

01:19, 26 февраля 2016

Пусть тогда те, кто не готовы собирают свои манатки и на горячий самовар в Ростов отправляются. И городу лучше и псевдодепутатам проще. :)

Темнейший

20:42, 25 февраля 2016

Они к этому готовы так, как и депутаты ВР, которые обещают каждый раз перед выборами (торжественно клянутся))))) снять с себя неприкосновенность.

Elephant

09:29, 26 февраля 2016

Вообще такая электронная прозрачность голосований - очень хорошая штука. Мы таким образом получаем инструмент публичного контроля деятельности депутатов всех уровней, включая Верховную Раду. По сути это первый шаг от представительской демократии к демократии прямой, т.е. к ситуации когда депутаты (как орган законодательной власти) нам в принципе будут и не нужны, поскольку голосовать в электронном виде при современном уровне развития сетевых технологий мы сможем и сами из дому, не передоверяя право своего голоса депутату. Технология та же, вместо депутатских карточек - электронная подпись или пластиковые паспорта (скоро в продаже!) только численность голосующих больше. А разработкой законопроектов всё равно депутаты не сами занимаются, а всякий их вспомогательный бюрократический аппарат (депутат всё равно не может быть экспертом одновременно и в вопросах энергетики, и медицины, и обороны, и бюджетирования, и ещё всякого разного). Есть страны, где подобные права уже в стадии реализации. Вон в Швеции и Эстонии даже на выборах уже можно голосовать не выходя из дому через Интернет. У нас тоже нечто подобное уже на подходе (кому интересно - можно ознакомиться здесь, и это не реклама, хотя считайте как вам понравится): http://petrimazepa.com/eparlament.html Пока, конечно, в волонтёрской форме, но недалёк тот день, когда это можно будет интегрировать на всех уровнях, а если бы под это иметь ещё и нормативную процедуру отзыва депутата по инициативе избирателей, то E-системы для этого вполне обеспечат аппаратные возможности, включая сбор подписи и подачу петиции. Так что мир уже на пороге новых форм государственного управления (представляете себе общество совсем без депутатов?) и даже Украину уже затянуло в этот фарватер

Ссылка скопирована в буфер обмена