«Кривой Рог в лицах»: Степан Головатый - человек посвятивший свою жизнь Кривому Рогу

«Кривой Рог в лицах»: Степан Головатый - человек посвятивший свою жизнь Кривому Рогу

Фото: Первый Криворожский

Степан Степанович Головатый, один из патриархов криворожской графики, родился 25 июля 1935 года в небольшом поселке Красный Яр Станично-Луганского (ныне Ватутинского) района Луганской области, в семье военнослужащего. 25 июля Степану Степановичу исполнилось 80 лет. Детские и юношеские годы провел в обычном шахтерском поселке. Судьба детства и юности С. Головатого — судьба миллионов людей его поколения, поколения 30-х годов. Много было пережито его семьей: уход отца на фронт в первый день войны, жизнь в оккупированном Донбассе, гибель отца в 1944 году, тяготы послевоенных лет... Но даже под бременем невосполнимых утрат и сурового быта он находит в себе духовные силы для занятий искусством. Сначала увлечение резьбой по дереву и копирование репродукций, потом упорная работа с натуры, увенчавшаяся поступлением в художественное училище.

Тридцать шесть лет своей жизни он живет в Кривом Роге. Можно сказать, что половина сознательной жизни художника-педагога прошла в нашем городе. С первого дня он был одним из самых любимых студентами преподавателей художественно-графического факультета Криворожского педагогического института, им же и созданного. Для творчества известного советского и украинского художника Степана Головатого характерным есть искренность чувств, документальная правдивость образов и глубокое проникновение во внутренний мир своих героев. 28 сентября в выставочном зале факультета искусств Криворожского педагогического института КНУ открылась выставка посвященная 80-летию мэтра.

Он происходит из древнего казачьего рода Головатых, из того самого рода из которого произошел его знаменитый предок Антон Головатый, казачий атаман, войсковой судья, бригадир русской армии, один из основателей и талантливый администратор Черноморского казачьего войска, инициатор переселения черноморских казаков на Кубань. Также украинский поэт, автор первого стиха напечатанного гражданским шрифтом на чистом народном украинском языке. Запорожские казаки были долгожителями (вспомните Петра Калнышевского – умер в заключении в 113 лет), мама Степана Степановича умерла почти в сто лет, да и он в свои годы находится в полном расцвете творчески сил и выглядит моложе своих лет.

С 1943 по 1950 год Степа учился в средней школе на шахте имени Ворошилова. После окончания семи классов общеобразовательной школы в 1950 году поступил на первый курс Луганского государственного художественного училища, где учился на живописно-педагогическом отделении по 1955 год под руководством талантливого живописца Константина Петровича Михайлова. Тяга С. Головатого к миру прекрасного возвестила о себе в тот период его жизни, когда чувства наиболее свежи, очарование действительностью становится с каждым годом сильнее, и все представляется взору новым и ярким. Пять лет училищной жизни были не только профессиональной школой, но и временем духовного обогащения: начинающий художник берет уроки игры на скрипке, он завсегдатай музыкальных концертов и участник постановок пьес А. П. Чехова. А. Н. Островского, Ж. Б. Мольера в драматических студиях. В 1955 году Степан Головатый защищает диплом по живописи картиной «Школьники навещают свою больную подругу». В качестве учителя изобразительного искусства он приступает к работе в городе Свердловске Ворошиловградской области и начинает свою длительную педагогическую деятельность, которая продолжается, и по сей день.

С 1955 по 1957 год работал в средней общеобразовательной школе учителем черчения и рисования в Донбассе. В 1957 году поступил на графический факультет Харьковского государственного художественного института, который успешно окончил в 1963 году, под руководством заслуженного деятеля искусств Украинской ССР Михаила Федоровича Мироненко. Во время учебы в институте началось более углубленное постижение и развитие на практике реалистических основ рисунка, живописи и композиции, качественно новое осмысление прежних знаний. Однако известно, что добытое ремесло никогда не может заменить яркость воображения и свежесть восприятия действительности. Осознавая это, художник едет в Карелию, где выполняет большую серию рисунков и акварельных этюдов. В некоторых из них еще видны тональное и колористическое однообразие, «ученический глаз», незрелость композиции. Дипломной работой Головатого была серия линогравюр «По Карелии».

Активная творческая деятельность художника началась с 1964 года в коллективе Чувашского союза художников в период работы преподавателем в Чувашском государственном педагогическом институте имени И. Я. Яковлева. С 1979 года работает преподавателем рисунка, живописи, композиции и гравюры на художественно-графическом факультете Криворожского педагогического университета. Имеет ученое звание доцента изобразительного искусства. Художник-график. Работает в области графики и станковой живописи. Среди его учеников есть известные криворожские художники В. Мишуровский, С. Юрченко, А. Юрченко, Т. Боброва, О. Щербаков, Р. Пыльник и многие другие.

Является одним из организаторов (вместе с Владимиром Максимовичем Непомнящим, Иваном Николаевичем Гавриловым и Владимиром Петровичем Авраменко, с которыми его связывала и связывает многолетняя дружба) художественно-графического факультета в Криворожском государственном педагогическом институте, где много лет работает преподавателем.

Член союза художников СССР с 1967 года, затем с 1993 года член Национального союза художников Украины. Доцент кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета Криворожского государственного педагогического университета. Участник художественных выставок и вернисажей с 1963 года. Принимал участие во многих выставках, проводившихся в городах: Москве, Свердловске, Киеве, Волгограде, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Ленинграде, Казани, Чебоксарах, Днепропетровске, Кривом Роге и других.

Степан Степанович награжден медалями «За доблестный труд», «Отличник образования Украины», медалью имени А. Макаренко, Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. В 2011 году, с любезного разрешения художника, «Укрсоцбанком» был выпущен календарь с работами Степана Головатого.
Основные тематические циклы: «По Карелии» (1963), «О молодежи» (1965), «Волжская военная флотилия» (1969), серии офортов: «Будни колхозные» (1974) хранятся в художественном фонде СССР, в Москве, «Труженики села» (1979), «Люди Криворожья» (1982), рисунки: «Телятница совхоза «Червоний шахтар» М. Д. Шевченко» (1982), «Телятница Василиса Верхозина», «Портрет ветерана Великой Отечественной войны и труда В. А. Мохнача» (1983), «Комсомолец 20-х» (1983) и многие другие. В 2005 году Степан Степанович Головатый подарил криворожскому историко-краеведческому музею шестнадцать своих творческих работ.

Кроме станковой графики, художник обращается к книжной иллюстрации. Это и иллюстрации к роману А. Серафимовича «Железный поток», книги Н. Мальцева «Родники», С. Аслана «Сехмет», В. Харитонова «Мечты сбываются», Г. Ефимова «Добрые чувства» (на чувашском языке), Г. Кузьмина «О моем брате». Здесь мастер предстает пред нами как тонкий и наблюдательный интерпретатор литературных произведений, где проявляя суть произведения, он дает свою оценку написанному, делает акцент на тех моментах, которые в наибольшей мере растрогали его как читателя. А художественное видение произведения приобретает особую привлекательность в индивидуальном подходе к каждому из них. Это и ювелирные обработки сказочного мира Шарля Перро к Золушке и фронтиспис к книжке С. Шавлы «Взял я гусли звончатые», и много, много других.

Стремление выработать личный язык, желание по-своему раскрыть тему были присущи Степану Головатому с первых шагов в искусстве. Сын кадрового военного познания жизни начал из суровых будней военных гарнизонов. Мать, не сумев эвакуироваться, с двумя маленькими детьми остаётся в оккупированном Донбассе. Отец с фронта не вернулся, трудности послевоенных лет - все это отразилось на сознании мальчишки. Та боль потерь и суровые тяготы быта не отняли духовности, стремления ко всему замечательному и светлому. Для него не было дилеммы, какой избрать путь в жизни. Вступал в самостоятельную жизнь, имея свежий личный взгляд на искусство. Много увидел он.

Поездил, как говорят, по стране. Уже первая серия его рисунков и акварельных этюдов, которая создавалась после поездки по Карелии, свидетельствует о зрелости мастера. Понятно, сквозь них временами еще проскальзывает «ученический глаз», незрелость композиции («Поселок Гирвас», «Карелия», «Сплавная река в Карелии»), и все же чувствуется и зарождение творческого видения, постепенное высвобождение от пассивно-наблюдательного взгляда на природу.

Какие ценности исповедует художник, как он это делает и как формировалось его творческое кредо? В его камерных по размеру листах природа будто подчиняет человека своей волшебной силой. Сам же человек в них почти не присутствует, но тонкое видение художника раскрывает зрителю значения ценности природы, призывает к единству с ней («Дом Ошевнева с видом на Кижский погост», «Падозеро», «Возле берега»). Как верно подметил, в одной из статей, его коллега кандидат искусствоведения В. Иванченко в произведениях Головатого ощутима волшебная таинственность северного края, который ведёт начало от образов скандинавского эпоса и сказов средневековой Руси. В этом мы еще раз убеждаемся, знакомясь с серией последующих работ художника, которые родились после новых странствий на север: в Архангельск, на Кемь и Кандалакшу, Северным морским путем.

Романтическое увлечение природой дополняется новыми точками зрения на любимые мотивы. В них художник видит единство красоты и величественности природы («Дом в Архангельске») и источника физической и душевной бодрости («Архангельск. Яхт-клуб»), и обычные, но значительные для страны рабочие будни («Сплавщики», «Морской порт»). Умение подметить уникальность колорита пейзажей, удачно управлять «счастливой случайностью акварели», противопоставление планов изображения сложились в профессиональное мастерство Головатого.

Тем не менее, творчество Головатого характеризуется не только стремлением художника к гармонии человека и природы. Прежде всего, на выставке перед нами возникает человек, который языком искусства создает галерею, как наших современников, так и представителей недавнего исторического прошлого.
Образцом графики, который объединил в себе высокое художественное мастерство и документальный материал, предстала в его творчестве серия гравюр, которая посвящена Волжской военной флотилии. Сквозь темный колорит картин яркой вспышкой проходит насыщенно красного цвета флаг революции. Он освещает и приближает мужественных балтийцев во главе с матросом Н. Г. Маркиным, который создал штаб по организации флотилии в Нижнем Новгороде, к нашему настоящему. При всей суровости будней революции, благодаря присущей художнику теплоте изображения своих героев, перед нами - преисполненные оптимизма, бойцы революции, творцы новой жизни.

Широко представленный в творчестве Степана Головатого портретный жанр. Графический портрет в исполнении художника - это всегда полноценный человеческий характер. Главные портреты в его творчестве - портреты отца, матери и супруги. Скупыми средствами штриха он достигает чрезвычайной выразительности образов писателя и поэта («А. М. Горький», «Т. Г. Шевченко»), ветерана труда и колхозницы («Портрет ветерана Великой Отечественной войны и труда В. А. Мохнача», «Телятница совхоза «Червоний шахтар» М. Д. Шевченко»), милиционера и молодых строителей («Портрет майора милиции А. А. Худопая», «Молодые строители Кривбасса»).

В большинстве его портретов нет ничего от будничной суеты, они емкие и многогранные по смыслу и свидетельствуют о требовательном отношении художника к самому себе. Напряженные поиски выразительности образов, безусловно, увенчались успехом. Прежде всего, это заметно в серии графических рисунков, которые посвящены сельской тематике, и преисполнены чрезвычайным лиризмом («После доения», «Телятница»).

Не может не радовать и тот факт, который в жизни художника, в связи с переездом в наш город, появилась новая яркая страница творчества, посвященная индустриальному Кривбассу и его людям («Портрет организатора советской милиции на Криворожье Матвея Марковича Янова». «Капитан милиции Сергей Иванович Волков», «Туманный день. Улица Мелешкина», «Вид на шахту «Родина» и прочие).

Художник в расцвете творческих сил, он в постоянном движении, интересные образа, созданные им, близкие и понятные зрителю. Главной чертой С. Головатого — и как человека, и как художника — является органически естественная цельность и честность его характера. В искусстве он всегда делает то, что понимает. В его творческой лаборатории сделаны произведения более или менее удачные, но он никогда не тяготился мучительным поражением в борьбе с темой, превосходящей его силы. В этом и состоит честность художника. С. Головатый сторонник кропотливо накопленного жизненного опыта. Творческий темперамент мастера уравновешен, лишен какой бы то ни было экстравагантности. Это постоянство в следовании своему поэтически объективному темпераменту, определенному кругу тем и технических приемов отвечает характеру показанной на выставке графики. Поэтому в композиции его листов нет инородных и выпадающих из авторского мировосприятия вещей.

Одна из недавних его серий посвящена 70-летию Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На нескольких десятках листов он выплеснул все детские воспоминания той страшной войны. В каждой работе мы видим трагизм и ужасы военного времен, стремление выжить и пережить смутные времена. Разве такое вычеркнешь из памяти? Выставки его картин проходили в городском выставочном зале и в выставочном зале факультета искусств Криворожского национального университета.

Нельзя не сказать о супруге Степана Головатого. Ведь не имея за спиной надежный тыл разве можно было из большого республиканского центра, из благоустроенной квартиры ехать в провинциальный город, в неизвестность? Людмила Сергеевна верная спутница Степана Степановича, она тоже педагог и гордится тем, что ее ученики не забывают свою учительницу, хоть и находится много лет на заслуженном отдыхе. Пока супруг преподает, она создает домашний уют, работает на даче и занимается всеми домашними делами. А как она готовит – пальчики оближешь. У Людмилы Сергеевны широкий кругозор, с ней можно говорить на любые темы. Головатому с супругой несказанно повезло. Они воспитали двух сыновей, но сегодня душа больше болит за внуков.

В последние (зрелые) годы Степан Степанович Головатый, переполненный грузом жизненных впечатлений и неизбежных выводов относительно прошлого и настоящего, естественным путем пришел к необходимости и возможности переосмыслить накопившийся жизненный материал в форме изящной словесности (как говорили об этом встарь). Результатом такого саморазвития явились стихотворные опусы: «Мысли вслух» (о себе, для себя, а можно и для друзей). 2005 год, «Поэма о детстве и родословной», «Читая Уолта Уитмена» 2006 год, «На круги своя» 2007 год, «Беспокойство», «На тридцатилетие художественно-графического факультета» 2009 год. Несколько лет Степан Головатый работает над автобиографической повестью «Жизнь Т. В.».

«Первый Криворожский» желает Степановичу Степановичу долгих лет жизни и новых творческих достижений.








Комментарии (4)

Просто

14:51, 02 октября 2015

Васякина откуда узнал(а)? из последнего репортажа 1кр?

Просто

14:51, 02 октября 2015

и не "это", а Степан Степанович Головатый

Сансаныч

20:46, 02 октября 2015

Один из лучших графиков Советского Союза... Дай Бог ему здоровья... Скольких художников воспитал. Молодец!

світло

21:56, 04 октября 2015

"человек посвятивший свою жизнь Кривому Рогу" про існування української мови НЕ відає.

Ссылка скопирована в буфер обмена