На правах рекламы

Внешние рынки: оружие экспансии и кризисная конкурентоспособность

Внешние рынки: оружие экспансии и кризисная конкурентоспособность

Фото: 1prime.ru

Не секрет, что после подписания Украиной договора об ассоциации с Евросоюзом многие эксперты прогнозировали рост экспорта отечественных товаров на новые рынки. Увы, но внутриполитические и экономические причины пока больше настраивают отечественного производителя на выживание, нежели на завоевание новых клиентов.

Одними из ведущих отраслей в Украине всегда были металлургия, химия и машиностроение. Но нужно понимать, что вне зависимости от доли в валютной выручке страны, первые два нередко выполняют функцию поставщиков сырья и полуфабрикатов, и по настоящему «ворваться» в международную торговлю страна может, только производя продукт с высокой наукоемкостью и добавленной стоимостью.

Теоретически, расширению рынков реализации украинской техники могло бы поспособствовать и снижение курса национальной валюты. К примеру, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус в начале февраля заявил: «Снижение себестоимости производства, обусловленное падением курса гривны, будет привлекательным для иностранных инвесторов, как в контексте размещения производственных мощностей, так и в контексте организации реэкспорта». Но пока инвесторы только собираются в Украину, отечественный производитель должен предпринимать любые меры для выживания.

В прошлом году промышленное производство сократилось более чем на 10%, а машиностроение – свыше чем на 20%. Объективными причинами выступили рост цен на природный газ на 83%, электроэнергию - 54%, металл - 97% и прочее. В разы выросшая себестоимость производства уже по итогам 2014 года фактически привела к грани ликвидации ряда бывших флагманов отечественного машиностроения: «Южмаш», Крюковский вагоностроительный завод,концерн «Антонов», предприятия автомобильной промышленности. Как отмечают эксперты, хотя демпинг и является эффективным способом расширения рынков сбыта, эта мера сегодня для украинских заводов сродни суициду.

В 2014г. рынок потребления машиностроительной продукции в Украине существенно сжимался, объемы потребления падали – основные производители старались удерживать цены в 2014 году на уровне 2013 года, несмотря на существенный рост себестоимости, некоторые даже шли на откровенный демпинг лишь бы получить заказ. Жертвовали прибылью, съедали накопленные запасы и в надежде на скорейшее улучшение ситуации. Но долго это продолжаться не может, тем более что кризисные явления экономике в 2015 стали проявлять еще сильнее.

Не то что демпинговать, но и просто сохранять цены на прежнем уровне не готов и крупнейший в Украине производитель горношахтного оборудования – компания Corum, чья продукция уже много лет пользуется стабильным спросом в ряде стран постсоветского пространства, Европы и Азии. Здесь констатируют: продавать по старым ценам – значит работать в убыток. Рецепт выживания, найденный здешними специалистами прост: максимальная эффективность производства и обоснованный рост цены на продукцию.

В компании говорят, что уже оптимизировали все затраты. Так, например, в прошлом году здесь была внедрена процессная модель управления, что сократило сроки принятия управленческих решений, расширило полномочия подразделений, и в итоге принесло компании экономию постоянных расходов на 22%.

При этом в компании говорят, что используют рыночное ценообразование и не намерены снижать стоимость по отношению к конкурентам, поскольку убеждены, что оборудование и оригинальные запасные части не могут стоить дешево.

Режим одностороннего снижения пошлин в торговле Украины с ЕС будет действовать до конца текущего года. Уже сегодня понятно, что воспользоваться данными льготами удастся представителям далеко не всех отраслей украинского бизнеса. Но если говорить о стоящих за полноценной ратификацией договора об ассоциации перспективах равноправной торговли с западными странами, то задача Украины не превратится в сырьевой придаток и сохранить конкурентоспособные производства. А значит, потребителям придется смириться с ростом цены на качественный продукт – без этого не выживут ни заводы, ни тысячи специалистов, способных в будущем сформировать рост валового продукта национальной экономики.

Ссылка скопирована в буфер обмена