«Я - профессионал». «Хлеба и зрелищ!». Актриса криворожского уличного театра «Брови» Евгения Морозова-Попова рассказала нам об игре «против системы»
Фото: Первый Криворожский
Не кажется ли вам, дорогие читатели, что зачастую мы видим наш мир в монотонном сером цвете, заведомо выбирая себе тусклый калейдоскоп повседневности? Выходя на улицу, люди плотно окутывают себя шалью безразличия и надевают невидимую целлулоидную маску на лицо, не желая смотреть по сторонам - ведь впереди так много дел.
Городские жители, утомленные буднями и своими проблемами, часто не замечают, как много яркого и праздничного происходит рядом с ними, стоит только поднять глаза.
Речь сейчас пойдет о креативном искусстве, которое можно увидеть в разных уголках нашего индустриального города. А именно – об уличном театре.
Уличный театр – это театр, спектакли которого происходят прямо на открытом воздухе — площади, парке, улице, и, как правило, без оборудованной сцены. В такие постановки нередко вовлекаются мимо проходящие зрители, которые могут с легкостью поучаствовать в действии. Для уличного актера необходимы не только импровизаторские способности, но специальные навыки профессиональных актерских средств выражения (жест и пластика, манера ношения театрального костюма).
Актриса эксцентричного и самобытного уличного театра «Брови» и настоящая патриотка своего родного города Евгения Морозова-Попова рассказала «Первому Криворожскому» о Словении, об искусстве, о перфомансах и о том, каково это – постоянно импровизировать.
В общем, присоединяйтесь к игре, не бегите мимо.
Я люблю театр еще с раннего детства, всегда «горела» театральным искусством. Когда я хотела поступать в театральный, мама скандировала: «О, нет! Только через мой труп!», после чего я сказала: «Ну, хорошо. Тогда я буду учителем». Это был весомый аргумент, потому что моя мама сама учительница, и она не понаслышке знает, как это сложно. Тогда я получила «добро» и поступила в Николаевское государственное высшее училище культуры на режиссера массовых театрализованных мероприятий. После окончания учебы меня брали работать в театр там, но я не пошла. У меня была любовь в Кривом Роге и я прекрасно знала, что театры я найду, а такого человека – никогда. Но не только любовь стала ключевой причиной моего возвращения в родной город…. Я верю, что я родилась в Кривом Роге не просто так. В то время, когда все уезжают за большими перспективами в Киев или во Львов, я считаю, что нужно поднимать культуру в нашем городе, ведь эта ниша еще не заполнена.
Я окончила международную школу уличного театра «іШУТ», после чего серьезно увлеклась уличным искусством. Также я режиссер театральной студии «Ванильные качели» и веду городские мероприятия от ГДДЮТ «Горицвіт».
Я люблю всякое театральное искусство, каким бы оно ни было по жанру и специфике. Но меня, честно говоря, воротит от муниципального, потому что это система, а искусство должно идти против нее. Вот почему в труппе уличного театра нет директора или главного режиссера... Нам никто не диктует правила, мы идем от желания. Нам есть, что рассказать и мы говорим, никто не ставит нам цензуру.
Особенность уличного театра в том, что он не ограничивается стенами. Люди попадают на перфоманс не специально, это мимопроходящий неожиданный зритель. В этом весь интерес, потому что не каждый человек придет в театр. А так человек неосознанно попадает в эту творческую атмосферу.
На наши перфомансы криворожане реагирует неоднозначно. Мы участвовали в Европе, в двух перфомансах с итальянским и испанским режиссерами, поэтому нам есть с чем сравнивать. Должна сказать, что люди там очень открытые и воспринимают уличный театр на «ура». А в Кривом Роге нас считают «странными». Чаще всего люди нашего города просто проходят мимо, хотя бывает, что останавливаются и с интересом досматривают до конца.
Коллектив у нас образовался сам собой. То есть никакого кастинга у нас не было, не было и подбора каких-либо конкретных актеров. У нас были люди, которые дружили между собой и любовь к театру. Наша труппа состоит из трех человек, но так как мы открыты к сотрудничеству, то часто приглашаем людей выступить вместе с нами.
Название нашего уличного театра к нам пришло не просто так, ведь брови – это самая эмоциональная часть лица. С одной стороны она незаметная, а с другой – лицо без бровей имело бы абсолютно другой вид.
Репертуар криворожских театров знаю хорошо. Часто хожу в театр музыкально-пластических искусств «Академия Движения», не пропускаю премьеры в театре им. Шевченко, заглядываю и в театр кукол.
Недавно мы ездили выступать в Словению. Тема у нас вышла сложная и далеко не фестивальная. Конечно, изначально мы везли в Словению совсем другой перфоманс, но не смогли промолчать насчет текущей ситуации в стране, резко изменив тематику на политическую. Перед нами стояла сверхзадача представить нашу страну и показать Украину сегодня.
Я люблю кинематограф. Мне очень нравится светлая романтическая комедия режиссера Жан-Пьера Жене «Амели». У нас с мужем довольно часто бывает неделя французского кино, неделя арт-хауса, неделя расслабляющих и легких фильмов….
Два года назад мы были в Словении на фестивальной неделе уличного театра и участвовали в перфомансе. Это был экспериментальный спектакль на берегу озера поздним вечером. Мы были одеты в люминесцентные костюмы и издавали различные необыкновенные звуки, а зритель в это время сидел по ту сторону озера. Вышло сюрреалистично и волшебно.
Разноплановая аудитория – это и есть ценность уличных артистов. Мы можем привлечь внимание женщины, которая просто шла за покупками и задержать ее нашим спектаклем. Для нас является наградой удержать как можно больше зрителей возле себя.
Есть коллективы, с которыми мы пересекались и которые восхищают своими перфомансами и покоряют гиперпрофессионализмом. Это уличный театр из Испании «Kamchatka» и его режиссер Адриан Шварцштайн, театр из Италии Мишель Крамерс и театр маски из России «Странствующие куклы господина Пэжо».
Я не могу сказать о миссии нашего театра, но я могу озвучить свою: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так говорил великий писатель и большой ценитель театра Николай Васильевич Гоголь, а теперь это мой манифест.
Для нас главное – актуальность. Если мы едем куда-то – это может быть одна тема, а если мы выступаем в Кривом Роге, городе шахтеров и металлургов, то нам хочется внести больше светлого творчества. Мы пытаемся дать какой-то вопрос людям, чтобы они смогли найти на него свой ответ.
Был случай, когда в одном нашем спектакле был очень трогательный и нежный монолог, а в это время мимо нас проезжала скорая помощь и сирена заглушила речь. То есть, уличному актеру нужно быть готовым к тому, что его может что-то отвлечь от игры, поэтому нужно уметь «выкрутиться». Но это нам даже «на руку», так как люди приветствуют импровизацию.
Я считаю, что театр актуален на сегодняшний день. Еще сто лет говорили, что театр изжил себя и умирает. Так твердят и по сей день. Но я уверена, что театр никогда не умрет, потому что это живые эмоции.
Говорят, что уличный артист очень органично смотрится в стенах театра. Но если артист театра выйдет на улицу, то ему будет сложно - он не готов.
Моя мечта – профессиональный собственный театр в родном Кривом Роге. Он был бы глубоким, а не просто развлекательным. Есть группы, которые берут эпатажем, есть театры, которые берут классикой. А я бы хотела все это совмещать.
Когда-то у нас был перфоманс под названием «Проснись» в гипермаркете «Ашан». Мы ходили в пижамах и изображали сонных людей, то и дело ложась «спать» то на пол, то к кому-то в корзину, то на полку. Мы работали пластически, и людей это умиляло, ведь они привыкли, что в магазине находятся товары, а тут они лицезрели человека в пижаме. Наша основная задача была - собрать как можно больше людей в определенном месте, возле гонга, где «спал» наш барабанщик. Возле него была табличка с надписью: «Если хочешь разбудить спящих – ударь в гонг». И вот, когда люди ударяли в гонг – мы «просыпались». Идеей послужило то, что человечество сейчас спит и нужно, чтобы был какой-то катализатор, который может пробудить его, а это зависит от каждого из нас. Людям понравилось необычное в обычном и яркое в повседневном.
Человеку, который хочет стать актером, я бы посоветовала не опускать руки. Я знаю ребят, которые с первого раза не поступали в театральный вуз. Но они не отчаивались, так как у них был фундамент, вдохновение, они знали, чего хотят, поэтому поступали на второй год уже без проблем.
Фото: Максим Горбацкий
lanonka
18:20, 06 августа 2014
Дуже-дуже люблю "Брови"))) Дякую за інтерв'ю)) Творчих успіхів!
арт
14:46, 09 августа 2014
Не очень уж знаю Женечку как уличную актрису, НО ВЕДУЩАЯ ОНА КРУТАЯ, так грамотно и интеллигентно импровизировать со сцены могут не многие у нас в городе. Берегите ее талант и чувствительную натуру
Margoша
12:39, 09 августа 2014
афрокавказец, не то слово! Девчата реально крутючие!!! Я пожила немного в Питере у них там часто проводятся разные фестивали где участвуют уличные артисты, поэтому мне есть с чем сравнивать. Первый раз когда увидела выступление бровей подумала что это колектив из другой страны
22:54, 06 августа 2014
О, очень круто! Спасибо за материал!
Тарасик Шевченочко
09:34, 07 августа 2014
Профессионализм на уровне детского утренника, не выше. Девочки страдают хнёй на улицах города, и называют это искусством.
10:06, 07 августа 2014
ShеvсhеnОсhко, не думаю, что "страдающих хней девочек" приглашали бы выступать на масштабные фестивали в Европу.
Тарасик Шевченочко
10:09, 07 августа 2014
[Гость] , Вы так говорите о Европе, как вроде там своих притрушенных мало.
Margoша
12:25, 09 августа 2014
ShevchenOchko, это твой диагноз притрушенный!
Юличка1988
15:17, 07 августа 2014
у меня бы язык не повернулся назвать это театром если честно. конечно молодцы, что что то делают. но мне однажды "посчастливилось" наблюдать за этим "театром" то могу сказать, что во первых это скушное действо во вторых действительно дети на утренниках примерно на таком же уровне выступают. а вообще желаю расти и развиваться конечно, и нарабатывать мастерство. тогда и будете говорить что вы профессионалы
неБаламут
18:34, 07 августа 2014
Юличка1988, интересно на что это вы такое "скушное" попали? я так понимаю в уличном театре основную роль играет зритель и если он сноб или критикан то тут сложно выкрутить что стоящее.
Юличка1988
18:48, 07 августа 2014
неБаламут, то есть чтобы человеку понравилось выступление ваших "бровей" нужно отключить мозг и слиться воедино со стадом, дабы не возникло критических мыслей? а если что то не понравилось, то ты сноб зануда и критикан. я поняла вашу мысль.
неБаламут
19:03, 07 августа 2014
Юличка1988, ну во-первых, они, к сожалению, не мои, а хотелось бы)) а вы так и не ответили на мой вопрос, что видели из их работ
неБаламут
19:22, 07 августа 2014
Слышал не мало восторженных отзывов об этом уличном театре, и об конкретных личностях в нем. то что они "детский сад" это только плюс им - уровень подтянут, думаю,главное что понимают где нужно. вы конечно правы в своей высокой риторике по поводу профессионалов, но тогда, будь по вашему, у нас в городе ничего связанного с искусством и культурой вообще не было бы, потому что все очень шатко и печалько
Юличка1988
19:37, 07 августа 2014
неБаламут, отвечаю на первый вопрос - видела выступление в Ашане. тогда согласно вашей логике можно назвать профессиональным перформансом выступление Саши, Коли и Марины на новогодней ёлке-2014 в детском саде №16. и что вы видите "плюсового" в том, что этот театр уровнем дотягивает максимум до детского сада?
Margoша
12:18, 09 августа 2014
Юличка1988, а ну тогда все понятно. Может перестанешь шататься по Ашанам, Варусам и Фуршетам и посмотришь для общего развития спектакли театра Шевченко, тогда у тебя язык не повернется сказать такую чушь в сторону Бровей