«Я – профессионал». «Зажженный вами не погаснет свет». Первый Криворожский побывал на уроке у педагога-дефектолога Людмилы Ладыгиной
Фото: Первый Криворожский
Учитель – это тот необыкновенный и душевный человек, который для беспомощных несмышленышей-первоклашек становится второй мамой. Именно ему родители доверчиво вверяют самое драгоценное, что у них есть - свое дитя. И тогда, словно воздушный корабль на парусах, он уверенно плывет по волнам, открывая своим ученикам новые увлекательные миры, проводит по потаенным коридорам людской мудрости, показывая яркий свет и щедро даря драгоценные знания. Педагог помогает научиться не только складывать буквы воедино и рассказывать наизусть таблицу умножения, но и расти, умнеть, думать и обретать правильные ценности в жизни. И только одному Богу известно, сколько терпения, нервов, заботы, любви и силы своей души вкладывают в своих многочисленных учеников эти мудрые наставники.
Помните старый американский фильм Денни ДеВито «Матильда» про необычную девочку, которая не получала должную заботу и любовь от своих эксцентричных и до горя эгоистичных родителей-авантюристов? Тогда она нашла отдушину в искренней и добродушной учительнице, окружившей ее настоящим теплом и подарившей малышке веру в себя и в свои способности. А индийскую кинокартину «Звездочки на земле», в которой из неуверенного мальчика, страдающего дислексией, мудрый учитель сделал счастливого ребенка, найдя в нем талант и раскрыв прекрасную душу? Именно про таких педагогов пойдет речь в сегодняшнем выпуске.
Людмила Ладыгина – не простой учитель. Она обучает детей с особыми потребностями в уютном многопрофильном учебно-реабилитационном центре «Вдохновение». Про учеников спецшколы, в которой она работает, говорят множество нелицеприятных слов: «дефективные», «чудаковатые», «обиженные жизнью», «отшельники»…. Но редакция «Первого Криворожского», посидев с ребятами за одной партой от звонка до звонка и понаблюдав за уроком, может смело заявить – эти дети открытые, чистые и, что немаловажно, потрясающе дружные.
Обаятельная и светлая учитель-дефектолог Людмила, отправив детей делать домашнее задание, с удовольствием рассказала нам о своей любимой профессии, о преимуществах спецшколы и, конечно же, о самом светлом в нашей жизни – о детях.
Я окончила Криворожский педагогический университет. После этого я работала в детском доме и приюте, где впервые увидела деток, которые нуждаются в помощи. Вы знаете, моя душа расположилась к этим беззащитным, нуждающимся в любви и заботе, детям. Конечно, как и все молодые специалисты, я хотела изначально пойти работать в обыкновенную школу, но жизнь распорядилась иначе.
В школу, где я работаю сейчас, меня, наверное, привела судьба. Я шла по улице и услышала разговор двух женщин, которые говорили, что в спецшколу требуются учителя. Раньше это была школа-интернат №2 для деток с легкой умственной отсталостью, а сейчас учебно-реабилитационный центр «Вдохновение». Просто так сюда попасть не являлось возможным, с улицы людей не брали. Но я так хотела работать здесь, что меня решили взять. И я не пожалела ни дня, ни минуты, ни секунды, проведенные в этой спецшколе.
Мой стаж работы – 15 лет.
Для работы в этой спецшколе образования учителя начальных классов было недостаточно. Мне пришлось оканчивать факультет дефектологии в Днепропетровске.
Безусловно, детки из нашей школы и детки из обычной разительно отличаются. И дело не только в наличии и отсутствии какого-нибудь дефекта. Дело в душе. Дети с особыми потребностями добрее, открытее. Они слушают тебя с горящими глазами, полными удивления - настолько им все интересно. Из-за них я хожу на работу с превеликим удовольствием. Для меня это дети, помеченные Богом.
В школе я училась хорошо. Впрочем, как и все учителя. Больше всего я любила гуманитарные предметы.
Каждый педагог ищет свои, особые пути к душе ребенка. Я их нашла через любовь. Детки из нашего реабилитационного центра крайне нуждаются в ласке и заботе, ведь многие из них родились в неблагополучных семьях. Вы знаете, это очень заметно, когда ребенок не получает должное внимание, необходимое тепло и родительскую любовь.
Любому ребенку нужно говорить, что ты его любишь по многу раз в день. Дети должны ощущать, что они нужны своим близким. Только так он будет чувствовать себя счастливым, запомните это.
У каждого ребенка из нашей спецшколы в душе есть свой ларчик, своя тайна, свой диагноз. Я считаю, что к каждому ученику нужно искать подход индивидуально. Необходимо найти именно тот ключик, который позволит ребенку открыться и довериться вам. Но не забывайте, что войдя в мир его души, нужно быть очень осторожными и ни в коем случае не навредить.
Наверное, вы догадываетесь, что люди к таким детям относятся не очень дружелюбно, говорят им обидные слова. Я же стараюсь посеять в душе каждого ученика свет и доброту.
Когда родители сталкиваются с такой проблемой, как особый ребенок, им, естественно, становится страшно. Зачастую они попросту не знают, что нужно сделать, чтобы их дитя выросло счастливым, поэтому принимается решение держать ребенка дома, как птичку в клетке, и никому не показывать. Это катастрофическая ошибка! Поймите, что этот ребенок такой же, как и все остальные, просто у него другое восприятие окружающего мира. Поверьте, такие детки тянутся к другим людям не меньше обычных, поэтому нельзя их закрывать в четырех стенах. Нормального развития без общения с другими детьми не бывает.
Дети из нашей спецшколы никогда не смеются друг над другом. Они дружны и сплочены, им комфортно вместе. Эти дети чувствуют себя среди своих. Как рыбки в аквариуме. Но стоит эту «рыбку» выпустить в реку - и она погибнет.
Когда-то я пробовала работать в общеобразовательной школе, но поняла – не мое. Там нет взаимосвязи, душевного единства какого-то. Мне здесь нравится. У меня к каждому ребенку своя ниточка, своя привязанность. Я работаю на весь класс, но знаю, что, например, этому ребенку нужно повторить предложение два раза, а к этому надо подойти индивидуально.
У меня есть сын. Он никогда не ревнует меня к моим ученикам. Наоборот, он помогает мне по работе, а также всей душой переживает за этих деток.
Если говорить о минусах моей работы, то они, бесспорно, присутствуют. Это озлобленные на жизнь родители, которые постоянно терзают себя вопросом, почему же именно с ними такое произошло, почему именно у них родилось такое дите. Обычно они хотят, чтобы их ребенок сидел в общеобразовательной школе, как все среднестатистические дети. Но, к сожалению, они не понимают, что там он будет чувствовать себя неуютно, сидеть на последней парте и постоянно слышать насмешки от других учеников. Когда комиссия направляет их в нашу спецшколу, родители приходят крайне недовольные, думая, что на их чаде будет стоять некое клеймо. Я бы назвала это эгоизмом.
Но плюсов, конечно, больше. Это радость от того, что ты смог помочь ребенку, научить его чему-то новому и важному. У нас довольно много детей с речевыми нарушениями, и когда у такого ребенка получается сказать хотя бы слово, мы буквально прыгаем от радости.
Я очень мало сплю. В свободное от работы время я готовлюсь к урокам, поэтому ложится приходиться около трех ночи, а вставать в шесть утра. Для меня крайне важно, чтобы урок был интересным, наполненным.
Профессия учителя в наше время совершенно не ценится. По-моему, сами учителя ее ценят гораздо больше, чем кто-либо другой. Зачастую родители считают, что мы им обязаны, а это до слез обидно.
Не бывает неуправляемых детей, бывает не правильный подход к ребенку. Важно знать все особенности чада и понимать, что может спровоцировать его к необдуманному поступку.
Я считаю, что в общеобразовательной школе давно пора ввести уроки доброты. Все злое и грязное липнет к детям само, а они впитывают это как губка. Почему бы, в таком случае, не учить их любви, добропорядочности и милосердию?
Глядя на ребенка, можно сказать сразу, в какой семье он живет. Видно, кого родители недолюбливают, а кого наоборот - холят и лелеют. Нежеланный и нелюбимый ребенок даже в неприятности попадает чаще.
Я тоже многому учусь у детей. Вы знаете, я ужасно боюсь разучиться удивляться и видеть в окружающем мире что-то прекрасное, но мои ученики никогда не позволят этому случиться. Они помогают смотреть мне на мир детскими глазами, но, естественно, со взрослой мудростью.
Мы не убираем дефекты полностью, мы ведь не Боги. Но наша задача состоит в том, чтобы скорректировать этот изъян, сгладить его и дать почувствовать ребенку себя счастливым и нужным.
Просто любить детей - это мало, надо знать их.
Я советую каждому родителю любить своего ребенка и не забывать о нем ни на минуту. Ребенок никогда не должен чувствовать себя нелюбимым, ненужным и одиноким. Какими бы уставшими вы ни приходили с работы, как бы вам тяжело ни было – обнимите и поцелуйте свое чадо. Не перекладывайте на хрупкие маленькие плечи ребенка груз сложной взрослой жизни и не срывайтесь на нем. Запомните, что вы должны быть для него, в первую очередь, помощником.
Если ребенок плачет – прислушайтесь: может он плачет о своей будущей неудавшейся жизни?
Учителю непозволительно заходить в класс с безразличным видом. Бывает, что у тебя плохое настроение, болит голова, хочется спать. Но как только ты переступаешь порог класса, где на тебя смотрят пятнадцать открытых глаз, ты просто не имеешь права показывать свое нездоровье и выливать негодование, потому что от тебя ждут какого-то чуда. К сожалению, приходилось наблюдать, когда учителя сухо и монотонно проводили урок, затем быстро удалялись восвояси. Это неправильно! Учитель должен быть живым, настоящим, эмоциональным и делать все, чтобы у детей не пропал интерес к обучению.
Как сказал профессор-дефектолог Всеволод Кащенко: «Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребенок, аномальный малыш. На помощь ребенку!». Так вот, теперь это мой девиз.
Не смотря на то, что детки в нашей школе – особенные, мы используем современные технологии. Дети работают за компьютерами, используется мультимедийная доска. Может, наша работа сложнее, потому что нам приходится по многу раз повторять одно и то же, а также более скрупулезно и доходчиво объяснять, но зато мы видим результат и прогресс, а это огромное счастье.
Также мы используем для наших деток трудотерапию. Для нас главное - социализация ребенка. Научить писать и читать – это важно, но еще важнее сделать так, чтобы ребенок, выйдя со школы, мог себя обеспечить. Поэтому уроки труда крайне значимы.
Тем, кто хочет стать учителем, я могу смело сказать - становитесь ими! Это поистине прекрасная профессия, которая постоянно побуждает к действию, самообразованию и никогда не дает упасть духом. Да, наша работа приносит немалую физическую усталость, но, вместе с тем, она приносит колоссальное моральное удовлетворение.
Напоминаем, если Вам есть, что рассказать о Вашей горячо любимой профессии, сообщайте нам об этом на почту [email protected] с пометкой «Я – профессионал».
Фото: Максим Горбацкий
тилик)
19:00, 26 марта 2014
Учитель очень важная профессия, это должно быть в сердце! Жаль что их кошелек это не ощушает
20:42, 26 марта 2014
Хорошая и добрая статья. Детки такие милые:)
innysy
20:49, 26 марта 2014
Ладыгина Людмила очень хороший педагог .Родители рекомендуем......
21:27, 26 марта 2014
innуsу, этот центр случайно не на 44кв-ле?
pro100_marik
21:54, 26 марта 2014
[Гость] , да, там
Храм
21:35, 05 апреля 2014
Хорошие ребята!!!=)))
ZET
19:34, 09 апреля 2014
Статья очень понравилась))))))))Учитель - звучит гордо))))))Сейчас мало энтузиастов)))))Сил и здоровьявам, Ольга, на вашей профессиональной ниве только улыбок, доброты детей, и радости от того, что ваш труд не напрасен)))))
Анна Systema та же Морозова
19:41, 10 апреля 2014
она действительно просто чудо- знаю ее лично уже ни один год. она просто как солнышко))) всегда добрая и искриннея)) с ней очень комфотно