Около 320 млн грн на содержание городских автодорог Кривого Рога получил «дорожный монополист»

Создано при поддержке norway

Около 320 млн грн на содержание городских автодорог Кривого Рога получил «дорожный монополист»

Фото: Первый Криворожский

Около 320 миллионов гривен из бюджета города получит фирма, связываемая с местными криворожскими политиками и их родственниками. Компания, о которой идет речь, уже много лет является монополистом в сфере предоставления услуг по содержанию дорог и их ремонту. Ранее в тендерах с ней пытались конкурировать, но никогда не могли предложить более низкую цену, а во время широкомасштабного вторжения, Весташхляхбуд получает многомиллионные тендеры, вообще без конкуренции.

Об этом сообщает Первый Криворожский, анализируя тендеры на сайте госзакупок Prozorro за последние годы.

Новый подряд на 2026 год и «успех» без конкурентов

Департамент развития инфраструктуры города (ДРИМ) в начале декабря объявил тендер на содержание автодорог города в течение 2026 года. На это из бюджета было выделено 320 млн грн.

В тендерной документации указаны основные услуги, которые должен предоставить подрядчик:
  • зимнее содержание дорог (приготовление и распределение песчано-соляной смеси, очищение дорог от снега и льда – механизированное и ручное);
  • уборка улиц (вакуумно-уборочная техника, щетки, ручная уборка);
  • вывоз мусора на разные расстояния;
  • очистка ливневой канализации, коллекторов и колодцев;
  • технический осмотр трубопроводов специальным оборудованием;
  • вспомогательные работы (чередование техники и персонала, замена креплений, перевозка материалов).

Важные условия:

  • услуги предоставляются из материалов исполнителя;
  • объемы работ зависят от погодных условий;
  • работы должны соответствовать государственным стандартам (ГОСТ, приказ Минрегиона);
  • непригодные металлические изделия подлежат сдаче в металлолом с возвратом средств заказчику.
Единственный участник аукциона - ООО Весташхляхбуд, которое предложило оказать услугу на 187 тыс.грн дешевле. Ожидается подписание договора стоимостью 319 812 975,60
грн.

Хронология монополии: как росли расходы на содержание дорог

Редакция исследовала тенденцию последних 5 лет по тендерам на содержание дорог.

В 2020 году дороги города содержала "Весташляхбуд". ДРИМ заключил с фирмой несколько договоров:
  • в декабре 2019 года на сумму 92 216 559,60 грн, но после подписания нескольких дополнительных соглашений сумма уменьшилась до 37 160 432,60 грн;
  • в марте на 26 316 000 грн (конкурент – ООО "Ла страда" на аукционе объявило более высокую цену – 26 354 010 грн). После внесения изменений в договор стоимость услуг уменьшилась до 21 171 484,80 грн;
  • в июле на 30 434 956,80 грн (конкурент на аукционе – КП “Управление по ремонту и эксплуатации автодорог” Днепровского горсовета предложил более высокую цену – 30 673 323,37 грн). После внесения изменений в сделку стоимость закупки изменилась до 21 202 122 грн.
На содержание автодорог Кривого Рога в 2021 году заключили два договора:
  • в январе 2021 года с Весташхляхбуд на сумму 99 714 120 грн. Конкурентом на тендере было ООО Ла страда с предложением 99 738 857,41 грн. После внесения изменений в договор, сумма закупки уменьшилась до 84 588 997,20 грн;
  • в июне 2021 года за тендер на содержание автодорог Кривого Рога боролись две фирмы - ООО Весташляхбуд и днепровское КП. Договор был на сумму 42 376 212 грн получила "Весташляхбуд". После внесения изменений в договор сумма уменьшилась до 35 217 043,20 грн.
На содержание дорог в 2022 году ДРИМ и "Весташляхбуд" заключили несколько договоров:
  • в январе 2022 года договор на 134 625 720 грн (в тендере приняло участие и КП "Управление по ремонту и эксплуатации автодорог" Днепровского горсовета) Впоследствии, стоимость работ уменьшили до 69 986 191,20 грн.
  • в сентябре заключили еще один договор с единственным участником тендера - ООО Весташляхбуд на содержание автодорог на сумму 51 375 990 грн. Впоследствии сумму договора уменьшили до 35 812 261,20 грн.
  • в ноябре на 29 657 652 грн. Впоследствии внесли изменения в договор и стоимость работ уменьшилась до 23 474 530,80 грн.
В 2023 году автодороги Кривого Рога удерживали сотрудники "Весташляхбуд":
  • в декабре 2022 подписали договор на сумму 199 997 829,60 грн. После внесения изменений в договор сумма уменьшилась до 138 514 764 грн.
  • в июле 2023 заключили соглашение на сумму 88 957 635,60 грн. После внесения изменений в договор сумма уменьшилась до 81 803 584,80 грн.
Общество содержало автодороги города и в 2024 году:
  • в январе заключили договор на 249 967 794 грн. Когда внесли изменения в договор, сумма уменьшилась до 204 484 718,40 грн.
  • в сентябре на 91 321 687,20 грн. После заключения дополнительного соглашения стоимость изменилась до 83 117 326,80 грн.
На содержание автодорог города в 2025 году заключали несколько договоров:
  • в январе в размере 299 959 867,20 грн. Впоследствии в договор внесли изменения и стоимость услуги уменьшилась до 293 461 867,20 грн.
  • 11 ноября на сумму 25 894 416 грн.
В обоих случаях без конкуренции тендер получило ООО Весташляхбуд.

Анализ закупок за последние 5 лет показывает постепенное вытеснение любой конкуренции. Если до 2022 года на тендеры иногда выходили другие фирмы (ООО «Ла страда» или коммунальное предприятие из Днепра), то в последние годы «Весташляхбуд» соревнуется сама с собой.

Договоры с ООО «Весташляхбуд» на содержание дорог в 2020–2025 годах

Отчетность в Facebook и критика от горожан

На странице Депаратмента развития инфраструктуры города чуть ли не ежедневно публикуют информацию о том, как убирают дороги сотрудники ООО Весташляхбуд и добавляют перечень улиц.

Иногда в комментариях горожане отмечают, что не стоит гордиться тем, что в 21 веке люди метлами убирают дорогу.


Также криворожане задают вопросы по отдельным услугам. Например, уборка пылесосом:
"Интересно по какой логике ездят машины моющие? На соцгороде по кругу по одной улице несколько раз, в Терновском районе не видели как выглядит.."


Сотрудники ДРИГа отреагировали на комментарий:
"Работы по уборке пылесосом улиц Терновского района выполняются постоянно. Просмотрите публикации и фото, выложенные на странице департамента (например, на этой неделе убирались ул. Колачевского, Кобринской (Грицевца), Чикаленко (Кемеровская), пл. Кольцевая (Толстого) фото добавляются)".


Помимо негативных комментариев есть и положительные со словами благодарности:
"Спасибо работникам дорожных служб за ежедневный труд направленный на поддержку дорожно-мостовой инфраструктуры города".


то стоит за «Весташляхбуд»: родственные связи и политическое влияние

По информации аналитической платформы "YouControl", существует несколько факторов относительно ООО "Весташляхбуд", которые требуют особого внимания. Например:
  • Ограниченная компетенция должностных лиц
  • Юридическое лицо имеет отношение к корпоративной группе, ключевое лицо которой является политически значимым лицом (PEP) – группы семьи Любоненко.
  • Широкий перечень зарегистрированных видов деятельности – 14
  • Судебные решения, связанные с контрагентом (количество судебных дел компании, где она выступает ответчиком, за последние 3 года – 3; количество уголовных судебных дел, связанных с компанией, за последние 3 года – 3; количество судебных дел компании, за последние 3 года – 14)
  • в медиа обнаружена спорная информация относительно контрагента
  • незадолго до участия в публичных закупках и получения публичных средств контрагента произошли регистрационные изменения.
В списке учредителей/участников юридического лица указаны:
  • ТОВ “Гринфорт-С”
  • Лаврешина Анна Юрьевна
  • Идзинский Максим Леонидович
Максим Идзинский также является владельцем ООО "Экоспецтранс". Он владеет известной криворожской фирмой вместе с Наталией Евсюковой (дочерью бывшего главы города Юрия Любоненко) и Александром Нагайцевым.

Анна Лаврешина – дочь бывшего городского головы Кривого Рога и бывшего нардепа от Партии регионов Юрия Любоненко. Вместе с сестрой Наталией Евсюковой владеет ООО «Нара-Авто», являющееся официальным дилером импортера АО "Рено Украина" в г. Кривой Рог. Фирмой руководит Александр Евсюков, а раньше ее возглавлял Игорь Лаврешин. Оба мужчины на общественных началах были помощниками покойного народного депутата от запрещенной партии, бывшего городского головы Кривого Рога – Константина Павлова. По информации "Движения Честно", ранее Константин Павлов был заместителем городского головы Юрия Любоненко, а затем и Юрия Вилкула.

ООО "Гринфорт-С" основали Еганян Самвел Павлович и АО "Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд Нортон" (конечным бенефициарным владельцем которого является Сардарян Хачатур Суренович).

Напомним, до 2012 года одной из совладелиц ООО «Весташляхбуд» была Карине Сардарян – жена одесского бизнесмена Сурена Сардаряна. Журналисты сайта "Наши деньги" сообщают, что последнего связывает многолетняя дружба и совместные бизнес-интересы с исполняющим обязанности городского головы Кривого Рога Юрием Вилкулом, а также с его сыном Александром Вилкулом, ранее бывшим председателем Днепропетровской ОГА, вице-премьер-министром Украины во времена Януковича и нардепом от «Оппозиционного блока».

Не уборкой единственной

ООО "Весташляхбуд" в этом году выиграло тендеров у криворожских заказчиков на почти 1,4 млрд грн., согласно информации на "YouControl". Это сумма без последнего полученного тендера на 320 млн. грн. на содержание дорог.


Кроме ДРИМа, среди заказчиков Весташляхбуд райисполкомы, отделы образования, Коммунальные предприятия, больница, АО Криворожская теплоцентраль. Как видим, в 2025 году ООО зарабатывала исключительно на тендерах от криворожских заказчиков.


Фото: Владислав Нестеренко

Редактор: Софія Скиба

Ссылка скопирована в буфер обмена