Школьников поставили на колени: как Кремль манипулирует темой минуты молчания в Украине

Школьников поставили на колени: как Кремль манипулирует темой минуты молчания в Украине

Фото: Первый Криворожский

Российская пропаганда распространяет фейки о том, что в украинских школах детей якобы заставляют становиться на колени во время минуты молчания.

Что пишет РФ


Пророссийские сайты и телеграм-каналы массово распространяют видео, которое якобы снято в «одной из украинских школ». В постах говорится, что во время общенациональной минуты молчания детей якобы ставят на колени прямо на школьных переменах, а учительница «в истерике» кричит на учеников и заставляет их молча «скорбеть».

«Ану быстро позакрывали рты. Минута молчания, вы что, не понимаете. Я все снимаю на видео и каждого вижу. Сидим молча», — говорит закадровый голос.

Пропагандисты подают это как «обязательное ежедневное мероприятие», заявляют, что детей «превращают в безмолвное стадо», «готовят на забой» и якобы вообще больше ничему не учат, кроме «ненависти к России». В некоторых публикациях прямо призывают родителей забирать детей из школ и бежать из страны.





Что на самом деле


Распространяемое видео имеет все признаки искусственно сгенерированного или смонтированного контента. На кадрах заметны нечеткие узоры на одежде детей, размытые контуры тел, неестественная симметрия фигур. В конце коридора виден портрет якобы погибшего человека, но он не имеет никаких признаков военной символики.

Отдельное внимание привлекает звук. Голос «учительницы», который звучит за кадром, звучит слишком чисто, без эха и фонового шума, что невозможно для реального школьного коридора. Дети при этом не реагируют на крик: не меняют позы, не вздрагивают, не оглядываются, что выглядит неестественно для живой сцены.

Также в фразе «сидимо мовчки» ударение во втором слове сделано на последнем слоге, тогда как в украинском языке ударение — на первом. Это еще один признак искусственно добавленного или сгенерированного аудио.

К тому же пропагандисты четко не называют, в какой именно школе это произошло. Вместо этого они намеренно обобщают событие и говорят, что так происходит во всех учебных заведениях Украины.

Как распознать искусственно созданный контент


В случаях с подобными видео стоит обращать внимание на мелкие, но показательные детали. Искусственно сгенерированный контент часто выдают одежда, руки, лица или фоны — появляются размытия, неестественные пропорции, повторяющиеся элементы. Озвучка может не соответствовать пространству: слишком чистый звук, отсутствие эха, шума или реакций людей в кадре.

Важно также слушать речь. Ошибки в ударениях, странная интонация или неестественное произношение часто указывают на синтезированный голос. Если же видео не имеет четкой привязки к месту, дате, школе или региону, а распространяется только анонимными каналами — это еще один тревожный сигнал.

Зачем РФ распространяет такие фейки


Манипуляции на теме детей — один из самых эффективных инструментов российской пропаганды. Они играют на эмоциях, вызывают страх и возмущение и быстро распространяются без проверки. В данном случае Россия пытается представить Украину как «тоталитарное государство», где якобы издеваются над детьми и принуждают их к «идеологическим ритуалам».

Такие фейки создают, чтобы сломать доверие между родителями, школами и государством, спровоцировать панику и внутренние конфликты. Для иностранной аудитории это попытка создать образ «дикой страны», которую не стоит поддерживать.

О минуте молчания


Минута молчания — это форма почтения памяти погибших военных и гражданских от российской полномасштабной войны.

Ее ввели в Украине 16 марта 2022 года как общенациональный жест памяти и солидарности. Она не предусматривает унижений, наказаний или принуждения к каким-либо позам. Людей не заставляют становиться на колени или выполнять другие физические действия — речь идет только о короткой паузе тишины. Каждый человек сам решает, присоединиться к ней или нет.

В школах минута молчания призвана объяснить детям, что такое память и уважение, а не запугать или «дисциплинировать» их.



Ссылка скопирована в буфер обмена