Хрупкая инфраструктура в военное время: как Кривой Рог ремонтирует остановки по несколько раз
Создано при поддержке
Фото: Первый Криворожский
Что происходит в Покровском районе
В 2025 году исполком Покровского райсовета заключил 9 договоров, которые касались установления и ремонта остановок в районе на общую сумму 1 миллион 753 тысячи 137,18 гривны. Львиную долю почти двух миллионов получила предпринимательница Анна Ворошилова, которая не только выигрывала тендеры на установление новых остановок порой почти без конкуренции, но и потом имела возможность ремонтировать поврежденные вандалами остановки.Первый Криворожский нашел эту информацию благодаря сайту госзакупок Prozorro.
Тендеры на новые стеклянные остановки
Несмотря на постоянные случаи уничтожения остановок, Покровский райисполком продолжает устанавливать стеклянные павильоны. В этом году он объявил два тендера, чтобы установить 8 новых остановок из стекла.27 мая райисполком объявил тендер на доставку и установку пяти остановочных павильонов. На это из бюджета было выделено миллион гривен.
В аукционе приняли участие два предпринимателя:
- ФЛП Туркин Константин Игоревич с ценовым предложением в 900 тысяч гривен;
- ФЛП Ворошилова Анна Георгиевна с предложением в 945 тысяч гривен.
За 945 тысяч гривен Анна Ворошилова должна была доставить и установить остановочные павильоны по следующим адресам:
– станция скоростного трамвая «Заречная» (на стороне станции скоростного трамвая);
– «173 квартал» (по направлению движения к 44 кварталу);
– «174 квартал» (по направлению движения к остановке общественного транспорта «Юбилейная»);
– «Ул. Сечеславская» (по направлению движения к 173 кварталу);
– «Ул. Сечеславская» (по направлению движения к 44 кварталу).
В сентябре предпринимательница получила заказ еще на 567 тысяч гривен. Она должна была доставить и установить три остановки по следующим адресам:
– «Бульвар Николая Вороного» (на бульваре Николая Вороного, у дома №30);
– «Бульвар Николая Вороного» (в направлении остановки «Кафе Степное» на улице Николая Свитальского, 1);
– «Покровская» (улица Виктора Оцерклевича, 17).
Стоимость одной остановки 189 тысяч гривен.

Ремонт стеклянных остановок
В Покровском районе на ремонт четырех остановок за 11 месяцев 2025 года потратили 159 тысяч 342,29 гривны. Закупки производились без использования электронной системы. Все заказы получила Анна Ворошилова.В течение 2025 года она отремонтировала на очень разные суммы остановочные павильоны по следующим адресам:
- улица Электрическая, возле дома №10 почти 112 тысяч гривень;
- «Горняк» на улице Николая Зинчевского, напротив дома №16 на сумму 22 тысячи гривен;
- микрорайон Горняцкий (перекресток улицы Николая Светальского и микрорайона Горняцкий) за 12 тысяч гривен;
- станция скоростного трамвая «Электрозаводская» на сумму 12,5 тысячи гривен.

Демонтаж остановок
Кроме установки и ремонта остановочных павильонов, в Покровском районе выделяли средства из бюджета на технический осмотр остановок и их демонтаж.В апреле исполком заплатил КП «Парковка и реклама» 7 тысяч 155,60 грн за техническое освидетельствование павильона на остановке «Покровская» (ул. Виктора Оцерклевича, возле дома №17).

17 октября райисполком подписал два договора с ФЛП Ерополов Юрий Петрович на услуги по разборке и демонтажу остановочных павильонов на остановках:
- «Ул. Ватутина» по улице Федора Караманица, 14 на сумму 38 тысяч 752,75 гривны;
- "Покровская" на ул. Виктора Оцерклевича, 17 на сумму 35 тысяч 886,54 гривны.

Вандалы vs стеклянные остановки
В 2025 году чиновники Покровского района неоднократно сообщали о случаях вандализма: разбиении стеклянных панелей на остановках «Горняк», «Горняцкий», «Электрозаводская», «Короля Даниила», «Криворожская гимназия №125» и т.д.«Разгромить стекло на остановках — это не просто хулиганство, это уже полная деградация», — считают в районном отделе ЖКХ.Местные жители, в свою очередь, в комментариях к сообщениям в соцсетях предполагают, что "так и задумано, будут деньги на ремонт выделят" и задают вопрос чиновникам: "Может, стоит камеры устанавливать?"
Несмотря на многочисленные факты вандализма, установка стеклянных остановок в Покровском районе продолжается, а подрядчица, которая выигрывает большинство тендеров без конкуренции, продолжает получать заказы на ремонт поврежденных конструкций.
Аналогичные закупки проходят в разных районах города. Мы обратились с запросом к заказчикам, чтобы понять, почему именно устанавливают стеклянные остановки. и кто являлся инициатором этого решения. К моменту подготовки публикации ответа так и не получили. Тем не менее, редакция готова опубликовать позицию городских и районных менеджеров дополнительно.
А что в других городах
В нескольких украинских городах - Киеве, Львове, Виннице, Сумах и Харькове, на временно оккупированных территориях Луганщины и Донбасса несколько лет также широко используют стеклянные остановки с прозрачными стенками. Да, с точки зрения урбанистики они делают пространство визуально открытым. Однако возникают другие вопросы.«Дискуссия о стеклянных остановках — это не только «красиво или нет» и не только о цене одного павильона. Она касается безопасности, предотвращения преступности и эффективности затрат.* CPTED (Crime Prevention Through Environmental Design) – это стратегия предотвращения преступности через продуманное проектирование и управление физической средой, чтобы уменьшить возможности для преступной деятельности и повысить чувство безопасности. Она базируется на том, что дизайн пространства может оказывать влияние на человеческое поведение, делая его менее привлекательным для преступников и более привлекательным для законопослушных граждан.
Во многих городах Украины и Европы прозрачные конструкции выбирают для того, чтобы остановка оставалась открытым, хорошо просматриваемым и освещенным пространством. Тогда есть шанс, что это место не превратится в место, где люди будут устраивать алкогольные посиделки, употреблять наркотики, происходят кражи, изнасилования и т.д. В условиях войны и постоянных актов вандализма считаю, что города должны учитывать не только рекомендации по Предотвращение преступлений посредством проектирования окружающей среды*, но и реальные риски ракетных и дроновых ударов, особенности менталитета населения и т.д. Возможно, стоит рассмотреть возможность инвестировать в более устойчивые материалы и продуманный дизайн, вместо того чтобы постоянно ремонтировать хрупкие стеклянные павильоны за средства общества»., — прокомментировала «Первому Криворожскому» гостевая научная сотрудница Института Восточного права Германии, в прошлом работница правоохранительных органов Кривого Рога, которая заботилась в том числе и о безопасности молодежи и коммуникациях с обществом, Юлия Цуркаленко.
Редакции стало интересно: кто вообще решил, что такие остановки нужны, современные и т.п.? Поскольку коммуникационная способность криворожских чиновников низка и они игнорируют запросы независимого медиа, мы нашли человека в другом регионе страны, который помог понять, почему стеклянные остановки стали пользоваться спросом во многих городах страны.
«Стеклянные автобусные остановки в Ужгороде начали устанавливать после решения комиссии по безопасности дорожного движения и координации работы автотранспорта городского совета в 2017 году. В городе сейчас установлено около 30 стеклянных остановок, из которых 9 установлено на средства бизнеса.
Аргументами для установления таких остановок (инициировал отдел транспорта) были их привлекательный эстетический вид, примеры других городов нашей страны и городов Европы, предложения хозяйствующих субъектов, в частности ООО "Дозор", по установке новых стеклянных остановок. Случаи вандализма, в частности, разбиение стекла, фиксируются, но очень редко», — ответили на вопросы нашей журналистки в отделе транспорта Ужгородского городского совета.
Примеры других городов
К примеру, в Харькове в августе 2022 года обустроили первую транспортную остановку, которая также служит укрытием во время обстрелов и воздушной тревоги. Сооружение рассчитано примерно на 30 человек. Остановка имеет прямую связь с диспетчером, бесплатный Wi-Fi и экран, на котором через камеры видеонаблюдения можно увидеть подъезжающий транспорт. Для тушения пожаров около 100 кг песка.А в Запорожье установили деревянные остановки. Фото предоставила редакции Анна Литовка (Запорожье, август 2025).
В Виннице в этом году потратили почти четыре миллиона гривен на капремонты винницких остановок. Их обновили типичными стеклянными павильонами. Цена одной такой конструкции – 176 тысяч гривен, что на 13 тысяч дешевле, чем в Покровском районе Кривого Рога.

Отсутствие решительных антивандальных мер (например, установка камера, о чем спрашивали жители) создает замкнутый круг, где бюджетные средства постоянно тратятся на ремонт одних и тех же объектов. Поэтому уместные вопросы задают горожане: не стоит ли вместо очередных ремонтов инвестировать в камеры видеонаблюдения и более надежные материалы?
Позиция полиции
С 2010 года в Кривом Роге начали налаживать систему видеонаблюдения в рамках проекта «Безопасный город». Чтобы его реализовать, в 2020 году в здании исполкома Криворожского горсовета был создан «Ситуационный центр». В 2025 году в пресс-службе Криворожского горсовета сообщали, что в городе создана единая комплексная система видеонаблюдения, на сегодняшний день к ней подключено уже 1291 видеокамеру с единым центром контроля. В 2025 году должны были приобрести и установить еще 350 видеокамер. Приборами наблюдения охватываются центральные магистрали, перекрестки, школы, больницы, учреждения культуры и другие объекты. Благодаря камерам видеонаблюдения можно также установить личность злоумышленника, повредившего коммунальное имущество.Старшая инспекторка по коммуникации Криворожского районного управления полиции Ангелина Крадожон рассказала о количестве установленных актов вандализма в отношении остановок и установлении лиц правонарушителей:
«В течение текущего года в полицию поступают сообщения о повреждении остановок общественного транспорта на территории города. В общей сложности по городу правоохранители зарегистрировали 9 таких случаев. В ходе проделанной работы полицейским удалось установить одного из правонарушителей и привлечь его к административной ответственности по статье 173 КУоАП».По информации Ангелины Крадожон, лица, причастные к другим эпизодам, сейчас устанавливаются.
«Отметим, что благодаря неравнодушным гражданам и системам видеофиксации удалось оперативно идентифицировать нарушителя и принять соответствующие меры реагирования.Читайте о том, как функционирует система «Безопасный город».
Полиция обращается к горожанам с просьбой сообщать о подобных случаях повреждения имущества. Если вам известное лицо, причастное к правонарушению, просим предоставить его описание или другую полезную информацию», — обратилась полицейская к гражданам.

Фото: Владислав Нестеренко
Редактор: Софія Скиба