Культурная стагнация: взгляд дизайнера на ремонт станции «Проспект Металлургов» в Кривом Роге

Культурная стагнация: взгляд дизайнера на ремонт станции «Проспект Металлургов» в Кривом Роге

Фото: Первый Криворожский

В октябре 2025 года Кривой Рог снова оказался в центре публичной дискуссии — на этот раз вследствие поста онлайн-сообщества Ukrainian Modernism относительно ремонта станции скоростного трамвая «Проспект Металлургов». На первый взгляд, речь идёт об обычном обновлении внешнего вида коммунального объекта. Но когда жители увидели, как выглядит станция после «освежения» — в жёлто-синих цветах, с декоративными элементами, которые нарушают первоначальную логику пространства, — в соцсетях началась дискуссия.

Среди тех, кто не остался в стороне, — дизайнер и исследователь архитектуры Эдгард Пономарёв. Именно он в течение последних месяцев публиковал альтернативные визуализации станции, предлагая другую попытку осмысления архитектурного наследия города сквозь призму модернизма. Эдгард Пономарёв — дизайнер во втором поколении, сын Юрия Ларина, соавтора известной криворожской стелы «Не пройдут». Начинал с работы в мебельной фирме, позже перешёл на фриланс и приобрёл опыт сотрудничества с участниками городских тендеров, что дало ему понимание внутренней «кухни» системы. Несмотря на годы, проведённые в Киеве и Виннице, Кривой Рог его не отпускает. Дизайнер часто возвращается к теме родного города в своём творчестве — в частности, создал анимационный клип на стихотворение Владимира Сосюры «Криворожье», который набрал популярность в соцсетях.



Эдгард Пономарев. Из личного архива

То, что мы увидели на “Проспекте Металлургов”, — это симптом глубокой культурной стагнации, которая длится в городе годами, — говорит Пономарёв. По его словам, Кривой Рог всегда был городом рабочих, а большинство местных чиновников — выходцы из тех же рабочих семей.
«Сосредоточившись лишь на материальном, они запустили внутреннее развитие. И, возможно, именно в этом причина их поражений. У них нет эстетического мышления, а любая попытка менять пространство заканчивается декоративным хаосом». Под декоративным хаосом дизайнер имеет в виду не только конкретные цвета или рисунки — речь идёт о полном непонимании идей модернизма.

«Модернизм — это простота, функциональность и честность в материалах: бетон должен выглядеть как бетон, сталь — как сталь, стекло — как стекло; это простые геометрические объёмы, чистые линии, прямые углы». После публикаций в соцсетях с альтернативным взглядом дизайнера появилась серия обсуждений.

Я создал почти 20 вариантов обновления — от реалистических до фантастических, даже с юмором и церковной тематикой, — говорит дизайнер. — Пришёл к выводу: подобные решения нельзя принимать путём народного голосования. Аутентичные, светлые варианты, которые опубликовало издание “Украинский Модернизм”, не заняли первых мест по симпатиям. Зато второе место получил церковный, чрезмерно украшенный вариант, который в народе назвали “Пшонка-стайл”. Поэтому окончательное решение должны принимать именно специалисты.



Как есть






Как предлагает дизайнер

Справка

По данным сайта государственных закупок Prozorro, на краску для ремонта станции «Проспект Металлургов» коммунальное предприятие «Скоростной трамвай» потратило более 400 тысяч гривен. Работы предприятие выполняет собственными силами.

Дизайнер добавляет, что для тоталитарных систем архитектура всегда была машиной для пропаганды, способом подавлять человека своими фасадами, колоннами, тяжёлыми стенами.

«Тоталитаризм любит замкнутые пространства, тяжёлые стены, иерархию, непоколебимость. Это архитектура страха. Идеологическая сущность модернизма — прямая противоположность идеологии тоталитаризма». Корни модернизма, продолжает дизайнер, лежат в европейской школе Баухаус, основанной в Германии в 1919 году. Её идеи — сочетание искусства, ремесла и технологий — сформировали подход к архитектуре как к «машине для жизни», по определению Ле Корбюзье. Баухаус сделал дизайн доступным и функциональным, а не элитарным.

Однако, замечает Пономарёв, тоталитарные режимы не принимали модернизма, потому что он противоречил их сути. В Германии Гитлер закрыл школу Баухаус, заменив функциональную архитектуру монументальным «величием». В СССР Сталин тоже сначала экспериментировал с модернизмом, но впоследствии вернулся к «имперскому ампиру».
Кривой Рог, говорит Пономарёв, сегодня живёт именно в таком разрыве — между модернистским наследием прошлого и новым несформированным мышлением, которое опирается на религиозные или псевдопатриотические символы. Власть, стремясь показать «патриотизм» через цвета флага, фактически нарушила саму логику сакрального пространства.

«Меня удивляет, откуда взялся этот “патриотический” проект, — говорит Эдгард. — Если говорить о цветах флага, они должны взаимодействовать с ветром и пространством. Когда же ими красят потолок, нарушается сакральная логика: флаг оказывается под землёй. Я считаю, что культурный фронт нужно защищать. Потому что мечта любого чиновника и руководителя — чтобы ему не мешали делать то, что он хочет. Но когда портится публичное пространство — молчать нельзя. Если ближайшее окружение руководителей не остановило реализацию этого “патриотического” (в кавычках) проекта — ошибку нужно признать!» Патриотическую концепцию ремонта, подчёркивает Пономарёв, никто не обсуждал с жителями — не было ни одной публичной презентации. И тем более странно, считает он, что подобные эксперименты финансируются за счёт городского бюджета. Показательным примером непонимания модернизма стал Дом природы на Почтовом — уникальное здание в центре города. После этого подобная практика только распространилась.

«Культурные пространства, унаследованные от прошлой эпохи, не представляют ценности для нынешних владельцев зданий. Хотя в мире наоборот — модернистское наследие переосмысливают и превращают в современные культурные центры, — говорит Эдгард. — В Кривом Роге же подобных примеров почти нет. Ремонт “Проспекта Металлургов” стал очередным примером того, как в городе распоряжаются бюджетными средствами».

Ссылка скопирована в буфер обмена