Доступны ли для людей с инвалидностью вокзалы Кривого Рога

Фото: Первый Криворожский

В современном мире вопрос доступности общественного транспорта для людей с инвалидностью приобретает все большую актуальность. Особенно важно обеспечить комфортные условия для передвижения на железнодорожных станциях, ведь они являются ключевыми транспортными узлами, связывающими города и регионы, особенно во время войны в стране. Кривой Рог как один из крупнейших городов Украины не является исключением.

В этой статье представители общественной организации «Рух без меж» Юрий Понькин и Александр Хомич проверили, как организована доступность трех железнодорожных станций для людей с инвалидностью в Кривом Роге, какие проблемы существуют сегодня и каковы перспективы их решения.

По данным Министерства социальной политики, Министерства здравоохранения и Пенсионного фонда Украины, на начало 2023 года в стране проживало более 2 миллионов 721 тысячи людей с инвалидностью, из которых 156 тысяч — дети.

Руководитель проекта «Безбарьерная железная дорога» Ярема Дуль в интервью с журналисткой «Первого Криворожского» сообщил, что за два года полномасштабного вторжения РФ в Украину количество людей с инвалидностью увеличилось более чем на 300 тысяч.

Инспекция криворожских станций


Во время проверки вокзалов Кривой Рог-Главный, Роковатая, Кривой Рог (Червоная) оценивали наличие пандусов, ширину дверей, наличие и высоту порогов. Также обращали внимание на обустройство туалета для людей с инвалидностью, на парковку, опознавательные знаки, кнопки вызова персонала, высоту касс и тому подобное.

Напомним, что это повторная проверка вокзалов по заказу «Укрзалізниці», предыдущая проходила в прошлом году. Поэтому на этот раз Юрий и Александр смогли сравнить, какие изменения в сторону безбарьерности произошли за год.

По вокзалу Кривой Рог, который проверяли 15 июля, Юрий отметил, что по сравнению с прошлым годом сейчас он увидел очень много изменений. Юрий и Александр назвали несколько преимуществ вокзала.

  • Автоматические двери при входе в вокзал. Однако на время проверки они не работали из-за технической неисправности.


«Однако меня заверили, что в ближайшее время закупят необходимые детали и двери будут работать. Это очень удобно именно для людей маломобильной категории», — отмечает Юрий Понькин.

  • Инклюзивная уборная: по сравнению с прошлым годом заменили поручень, к которому были замечания. По словам Юрия, сейчас уборная полностью соответствует нормам инклюзивности, проблем нет.
  • Заниженное окошко кассы продажи билетов: также за год сделали доступной кассу, и теперь человек на кресле колесном и кассирка или кассир видят друг друга.
  • Специальные места для высадки и посадки людей с инвалидностью:


«Есть очень хорошая парковка со знаками на асфальте, которые также дублируются знаками дорожного движения "Места для людей с инвалидностью". И это очень хорошо», — говорит Александр.

  • Удобные зоны для отдыха, столы, подзарядка, есть где отдохнуть человеку с инвалидностью.



Также общественные активисты предоставили и рекомендации для улучшения безбарьерности вокзала Кривой Рог:

  • расширить входные двери: из-за того, что на момент проверки автоматические двери не работали, люди с инвалидностью пользовались обычными, которые не соответствуют стандартам инклюзивности;
  • добавить немного больше визуальной разметки для слабовидящих людей;
  • заменить поручни при входе в вокзал;
  • выровнять плитку на привокзальной территории;
  • реконструировать пандус, ведущий к перрону.

«Пандус на перрон уже устарел и имеет превышенный угол наклона. Но уже проводится тендер, поэтому в ближайшее время его исправят согласно стандартам доступности», — говорит Александр.


В общем Юрий и Александр вдвоем оценили железнодорожную станцию Кривой Рог на 5 баллов.

«5 звезд я ставлю этому вокзалу в вопросе инклюзивности. Еще буквально несколько работ сделают в течение этого года - и в следующем году, при желании «Укрзалізниці» провести еще одну проверку, я уверен, что уже будем рисовать шестую звезду. Очень круто, очень понравилось», — подчеркивает Юрий Понькин.

Повторные проверки на доступность также прошли железнодорожные станции Кривой Рог-Главный и Роковатая.

После прошлогодней проверки трех вокзалов начальницы вокзалов все замечания приняли во внимание и улучшили станции в сторону безбарьерности.

Так, для вокзала Кривой Рог-Главный порекомендовали исправить пандус при входе в здание, ведь он имеет превышенный угол наклона почти вдвое, а также занизить или убрать порог при входе в уборную. Среди прочего - добавить контрастные отметки для людей с нарушениями зрения и указатели движения и перевесить зеркало в уборной ниже. Некоторые из этих советов на момент выхода статьи уже учли.



На железнодорожной станции Роковата озвучили похожие рекомендации:

  • установить дополнительный поручень в туалете;
  • добавить несколько визуальных элементов для людей с нарушением зрения;
  • добавить указательные знаки.

Однако несмотря на то, что необходимо внести еще несколько корректив для достижения инклюзивности, Юрий и Александр оценили все три вокзала на высший балл — 5. Ведь из критических замечаний остались замена пандусов, дверей, занижение зеркала и порогов. Все остальное — мелочи, как говорит Юрий.

Особенно представителей организации «Рух без меж» порадовали заниженные кассы на всех трех вокзалах, а также залы повышенного комфорта и места возле станций подзарядок. На станции же Роковатой отметили лифт для маломобильных людей.



Юрий Понькин отмечает, что вопрос инклюзивности сейчас очень важен, ведь количество людей с инвалидностью постоянно увеличивается из-за войны.

«Поэтому очень круто, что наши ветераны, раненые, которые имеют инвалидность или другие нарушения, смогут свободно пользоваться нашими вокзалами, путешествовать, ездить на лечение, отдых - куда угодно. Искренняя благодарность "Укрзалізниці"», — прокомментировал Юрий.

О доступности на других вокзалах Украины


В 2023 году АО «Укрзалізниця» начало программу безбарьерности на вокзалах. Она началась с детальной оценки и анализа ситуации. После этого реализовали более 120 проектов по разумному приспособлению и два проекта комплексной реконструкции вокзалов в Украине.

Руководитель проекта «Безбарьерная железная дорога» Ярема Дуль рассказал, что важным аспектом программы является обратная связь от пассажиров. «Укрзалізниця» активно поощряет активистов, специалистов и граждан предоставлять свои комментарии и предложения. Для этого используются QR-коды на вокзалах, объявления с QR-кодами в поездах, приложение и социальные сети.

Также компания коммуницирует с городскими властями, средствами массовой информации, поскольку инфраструктура «Укрзалізниці» тесно связана с инфраструктурой города.


«Пассажирам надо же как-то к вокзалу попасть. Это и вокзальные площади, это и общественный транспорт, которым люди добираются», — объясняет глава проекта по безбарьерности вокзалов.

Отметим, что безбарьерность не ограничивается только людьми с инвалидностью. Она охватывает все маломобильные группы населения, а также родителей с детьми, пожилых людей, лиц с тяжелыми чемоданами.

Вызовы и пути их преодоления


Одним из основных препятствий при обустройстве доступности являются старые вокзальные здания, которые являются наследием советского периода, объясняет руководитель проекта «Безбарьерная железная дорога» Ярема Дуль.

«Когда большинство зданий вокзалов строились, об инклюзии не думали вообще. И сейчас основные трудности, с которыми мы сталкиваемся, - старые здания, это в основном памятники архитектуры или исторические памятники», — говорит Ярема.

Реставрация и реконструкция таких зданий требует дополнительного времени и ресурсов. Но компания изучает международный опыт для эффективной имплементации современных решений.

Также «Укрзалізниця» уже активно работает над повышением цифровой доступности своих сервисов. Сайт и приложение адаптированы для людей с нарушениями зрения и слуха. На пяти вокзалах Украины установлены планшеты для связи с переводчиком жестового языка. Кроме того, доступны 50 специальных вагонов для людей с инвалидностью с расширенным купе, в котором изменена геометрия спинки кровати, есть отдельное место для сопровождающего человека, есть инклюзивная уборная. Такие вагоны можно заказать через приложение.



Фото: «Укрзалізниця»


Эта публикация создана при поддержке программы «Голоса Украины» (Voices of Ukraine). Программу реализует Европейский центр свободы прессы и медиа (European Centre for Press and Media Freedom) в партнерстве с The Fix Media Foundation. Программа является частью Инициативы Ханны Арендт (Hannah-Arendt-Initiative) и финансируется Федеральным министерством иностранных дел Германии (German Federal Foreign Office). Программа «Голоса Украины» (Voices of Ukraine) не влияет на редакционную политику, а этот материал содержит исключительно взгляды редакции и информацию, полученную редакцией.

Фото: Тадеуш Бабеуш Владислав Нестеренко

Видео: Тадеуш Бабеуш Дарія Коломоєць

Редактор: Альона Музика