Душевные и эмоциональные: истории неклассических театров из Кривого Рога

Фото: Первый Криворожский

Они не собирают масштабные сцены, не имеют более 40 человек в команде и не гонятся за большими площадками. Они — это неклассические театры Кривого Рога.

Редакция «Первого Криворожского» начинает цикл материалов о культурно-историческом развитии Кривого Рога, и первыми героями стали три разных проекта, которые реализуются в городе.

Плейбек-театр «Эхо»

Они называют себя душевным плейбек-театром «Эхо», театром зрительских историй и импровизации. Они — единственный плейбек-театр в Кривом Роге, который функционирует уже восемь лет.

Мы встретились с ними в их пространстве для репетиций, где они, как и на сцене — в черном, сосредоточены на эмоциях и ощущениях.

«Это театр импровизации, это истории, которые рассказывают люди, которые рассказывают зрители приходя на перфоманс. И эту историю актеры без подготовки сразу на сцене играют вот это и есть плейбек-театр, это история зрителя», — рассказывает Мирослава Хоружа, актриса плейбек-театра «Эхо».
В действе участвуют зрители и актеры, которые находятся на сцене. Также присутствует ведущий (кондактор), который связывает посетителей мероприятия с актерами.

Зритель рассказывает свою историю. Актеры сразу, без переговоров или подготовки, начинают играть эмоциональную часть этой истории в определенной театральной форме.

Основательницы театра Екатерина Бондарь и Елена Дяченко — психологи, театр начался с того, что они решили из групп, которая работала терапевтически и группы актерской собрать людей, у которых получается передавать настроение, которые эмоционально чувствительны. Они попробовали, и у них получилось.

«Наш театр, наша группа очень интимная, очень искренняя, родная это нечто большее чем друзья, и это нечто иное от семьи, вот что-то такое комьюнити которое близкое и изначально так и было. Мы в первый же год начали играть перфомансы, мы начали участвовать на фестивалях, мы в первый же год поехали как молодой театр в Киев на огромный фестиваль плейбек-театров и там начали
знакомиться с комьюнити вообще плейбек-театров в Украине», — вспоминает Мирослава.


И добавляет, что это комьюнити растет и в Кривом Роге тоже больше зрителей, кто их знает, кто к ним приходит.

«Мне кажется, что не бывает людей которым оно не заходит, когда мы слышим историю человека, который вот сидит перед тобой, рассказывает, актеры его играют, то мы однозначно там увидим какую-то часть себя, часть своей жизни и так оно и происходит, что этот театр который обрастает такими людьми, которые в теме, которым интересно, которые близки, которые готовы эмпатийно открываться, которые готовы видеть, готовы что-то менять в своей жизни».
Мирослава делится, что для их театра самое главное.

«Самое важное это история зрителя, и самое сложное для нас — это беречь эмоции зрителя, беречь его историю потому что люди не рассказывают истории, которые для них не важны, люди рассказывают истории, которые для них важны, которые для них что-то значат только для них, счастливые, или наоборот мучительные».
Говорит, что «наиболее сложно это уберечь эти эмоции, помочь, не родразматизировать, а наоборот дать какой-то ресурс, при этом не говоря, что делать, потому что мы не терапевты, мы просто театр. Вот беречь эти эмоции — это огромный путь, который мы проходим».

Анна пришла в плейбек-театр в 2020 году, говорит, что никогда не была связана с театром и даже не думала, что когда-то таким будет заниматься.

«Но так сложилось, что я ходила на театральные курсы, где познакомилась с девушками, которые были актрисами плейбек-театра "Эхо", и они пригласили меня на свой перформанс, а потом уже пригласили на репетиции и принять участие в плейбеке», — рассказывает актриса.
Когда выходит на сцену, говорит, выбирает ключевые моменты, которые показались очень важными в этой истории.

«Важны для рассказчика и ты уже чувствуешь импульсы телом, мы можем работать и телом и голосом и звуками, то уже как ты это чувствуешь, то и изображаешь, как ты видишь эту историю, как ты проникся всеми моментами. Для меня очень важны чувства зрителя. Это такой эмоциональный обмен, ты и отдаешь, но ты и наполняешься этой энергией, это и самое трудное и захватывающее», — говорит Анна.


Артур роли не исполняет, у него другая задача — музыкальное сопровождение импровизаций.

«Моя роль в театре — создавать атмосферную музыку и поддерживать актеров, я должен чувствовать девушек, что они играют и также услышать эту историю для того, чтобы я создал атмосферу. Например, если история грустная, чтобы я не ухудшил эту ситуацию и не сделал ее абсурдной», — говорит Артур Васенко, музыкант плейбек-театра «Эхо».
Артур рассказывает, что сначала выходят девушки, вместе с ними он слушает историю и «задает тон» этой импровизации.

«Я могу подстроиться так, чтобы оно не вышло из-под контроля, мне нравится вообще истории слушать и принимать в этом участие».
Еще одна актриса «Эхо» — Татьяна, согласилась на участие в театре спонтанно.

«Это была смешная история, Елена Дяченко позвонила мне и сказала: Таня, ты хочешь играть в плейбек-театре? Я говорю: я не знаю, что это такое, но я хочу, ну и так все началось», — рассказала Татьяна.
И добавляет: «Театр меня и спасает и он просто вдохновляет, это просто как еще одна моя семья».



10 февраля плейбек-театр показал зрителям перфоманс «Любовь в тебе», импровизация длилась более часа, посетители могли рассказать свою историю, или же взглянуть на другую со стороны.



Вероника, которая решилась рассказать свою историю, делится впечатлениями.

«Было много мыслей внутри, когда ты их проговариваешь тебе даже легче становится это правда, и был классный момент, когда ты увидела себя со стороны, свою историю по-другому с метафорическими каким-то привкусом, стало легче стало классно, не жалею, что поделилась», — рассказала девушка.


Ксения историю не рассказывала, да и на перфоманс пришла впервые, однако теперь планирует посещать выступления театра в будущем.

«Мне очень понравилось, что можно посмотреть на себя со стороны, то есть это очень углубляет вообще в себя, меня поразило просто то, что можно с очень короткой истории увидеть и потом еще проиграть, то что человек рассказал и так глубоко, то есть полностью показать его через какую-то маленькую историю», — поделилась эмоциями девушка.
Мирослава, актриса плейбек-театра "Эхо" напоследок добавляет:
«Часть наших актеров имеет психологическое образование и мы прорабатываем это, потому что нам важно не ретравматизировать, мы всегда следим за тем, чтобы не давать человеку, то чего нет в его истории. То есть мы не терапевты, которые говорят "иди туда и позвони по этому телефону сделай так-так-так", этого мы не делаем вообще, мы просто показываем истории».

Театр одного актера "AVE"

Театр одного актера "AVE" — криворожский театр уникальных авторских пьес, единственный в городе. Подобных театров в Украине всего три. Павел Осиков - основатель театра одного актера "AVE" встретился с нами в пространстве, где сейчас ставит свои спектакли.

«Он (театр. - ред.) родился в 2016 году и мы начали делать его как квартирник, моя квартира переоборудована была в театр, я там и спал и играл спектакли. Потом мы понемногу развивались, выходили на большие сцены, ездили по городам. Даже выступали на малой сцене театра Шевченко», — рассказывает Павел


Говорит, что театр зарождался "на нуле", то есть не имея денег или помощи.

«Не было абсолютно ничего, не было образования, не было финансирования, были только идеи и мой внутренний ресурс. Во что он перерос потом, - это уже такой узнаваемый театр, который собирал 100-150 человек в городе Кривом Роге, у нас были афиши по городу, мы выходили на такой серьезный уровень, но карантин он запутал все карты и мы должны были прятаться в каких-то камерным помещениях и мы знаете как та змея, которая себя кусает за хвост, то есть с чего мы начинали к тому и вернулись, к нашему камерному пространству», — делится Павел.
А потом и из-за полномасштабного вторжения России в Украину, сцена для театра одного актера стала другой.

«Мы с вами находимся в Kvarti, камерное пространство в квартире. Но это уже не просто квартира, где проводятся спектакли, это полноценный театр, где есть зрительские места, где есть свет, где есть звук».

Архив Павла Осикова

Павел говорит, что в театре одного актера надо работать за нескольких: надо быть режиссером, сценаристом, постановщиком, декоратором, актером. И ставят спектакли не по графику, а по желанию.

«По желанию, по вдохновению. Мы не можем штамповать как в канцелярии, нет. Это так не происходит, если есть вдохновение - мы показываем, но мы работаем наперед, чтобы нам было чем удивить зрителя. Некоторые спектакли мы просто вспоминаем, показываем», — говорит актер.
В квартире, где сейчас Павел ставит спектакли, можно вместить до 20 зрителей.

«Для этого пространства это просто аншлаг. И мы точно знаем, что у нас будет полный зал».
Мы спросили, какой он — криворожский зритель?

«Наш зритель это воспитанные люди, которые заставляют меня отрабатывать меня тут на импровизированной сцене по максимуму. Наш зритель он привередлив, он всегда поддерживает, и он всегда ходит и хочет еще. Говорит: это классно было, а что будет дальше? И нетерпеливый, иногда он еще нетерпеливый», — делится Павел.
Также все средства, полученные от продажи билетов на спектакль театр передает на Вооруженные Силы Украины.

«Сейчас это волонтерский проект, то есть все деньги, которые мы собираем мы отправляем или на сборы или покупаем сами и отправляем новой почтой».

Инклюзивный художественный проект «Лучше вместе»

«Лучше Вместе» — единственный в Кривом Роге инклюзивный художественный проект, который начал свое существование в 2016 году, который предоставлял молодым людям с инвалидностью доступ к искусству и обычной жизни в целом.

Уникальность проекта в том, что создается современный качественный инклюзивный культурный продукт, а люди с инвалидностью на сцене вызывают не сочувствие, а восхищение и вдохновение.

Именно так считает Евгения Морозова, руководитель театральной студии "Те самые качели" и режиссер инклюзивного художественного проекта «Лучше вместе», который стал на паузу с началом полномасштабного вторжения России в Украину.

«Все началось в 2016 году, приехала британская команда, которая взяла меня в ассистенты, тогда у режиссера был план на меня, но он знал, что я не решусь. Поэтому была такая идея меня привлечь, и это сработало. Неделя привлечения активного, и я поняла, что без этого мне будет потом трудно. Было 35 артистов, 15 с инвалидностью и 20 без. Мы такой командой создали танцевально-театральный перформанс и показали его. 500 зрителей в зале усилили это впечатление и мы поняли: должны потом дальше работать. Команда уехала, а мы не могли оставить этих людей и продолжили», — рассказывает Евгения.


Евгения говорит, что часто ее называют не режиссером, а дирижером, потому что она хорошо знает команду, и знает как можно вывести на аванс-сцену сильную сторону. чтобы человек увереннее себя чувствовал, и потом по-другому себя понимал, гордился собой.

«Лучше вместе» это всегда об усилении друг друга, уникальность того, что мы все невероятно разные в этом проекте и каждый зная свои сильные стороны и слабые стороны просто усиливает друг друга».
15 артистов с инвалидностью, которые принимали участие в художественном проекте имеют различные нозологии (конкретная болезнь с типичным для нее сочетанием симптомов и функционально-морфологических изменений). Есть люди, которые не видят, тотально незрячие, есть люди с нарушениями опорно-двигательной активности, есть люди с синдромом Дауна.

Евгения добавляет, что для работы с людьми с инвалидностью она консультировалась с различными специалистами.

«Я не психолог и не реабилитолог, перед тем как на что-то решиться я консультируюсь с различными специалистами, потому что можно хотеть чего-то и даже начать это воплощать, а потом навредить. Главная идея не навредить людям, а наоборот реализовать их, помочь им почувствовать это творчество. Мне не хочется уже говорить о барьерах или безбарьерности я хочу говорить об эстетике на сцене, потому что девушка которая на инвалидной коляске она в эстетическом плане может показать много чего интересного зрителю», — рассказывает Евгения.
«Лучше вместе» с гастролями путешествовали по Украине, выступали в театре имени Леси Украинки во Львове, в киевском театре на Подоле, и в Донецком областном театре, в Мариуполе. Об опыте гастролей Женя тоже рассказывает.

«На гастролях вообще было сложно, потому что многие люди впервые выехали за пределы города, многие впервые путешествовали именно в поезде, жили за пределами своего помещения, своего дома. Потому что это о новом опыте, мы сталкивались с такими сложностями и бытовыми и неудобствами, но в этом и заключалась задача, мы хотели расширить эти границы, показать людям, нашим артистам, что это возможно, что если сильно хочешь то эти барьеры можно преодолеть», — поделилась режиссер.
Евгения признается, что вспоминать сегодня выступления в Мариуполе трудно.

«Сейчас вот такой волной на меня воспоминания, потому что мы выступали на сцене Донецкого областного театра, который имеет трагическую очень историю. Очень верим, что когда его отстроят, это будет совсем другой театр, который без проблем будет встречать украинские инклюзивные художественные проекты», — рассказала Евгения.
Евгения также рассказала, что знает немало хороших команд по Украине, которые занимаются инклюзией и художественной и театральной, однако «наша криворожская уникальность «Лучше вместе» в том, что здесь собраны люди с различными нозологиями.

«Простой месседж инклюзивного художественного проекта "Лучше вместе" это о том, что творить может каждый. Это просто, но для кого-то не понятно, поэтому мы пропагандируем это и говорим что не стесняйтесь, не закрывайтесь, есть возможности очень разные и их будет еще больше, надо пользоваться этим».
И конечно, режиссер инклюзивного художественного проекта «Лучше вместе» планирует в будущем возобновить работу театра.
«У нас есть в планах, проект не закончен, он на паузе, после окончания войны я знаю что делать уже, у меня в столе всегда есть несколько пьес, которые мы хотим ставить дальше. Будем смотреть на команду, потому что это постоянно такой живой организм. Кто-то вернется и когда снова начнется работа это будут уже совсем другие люди, даже если это будут фамилии и имена тех же людей».

Редактор: Тетяна Корник