АТБ, Ашан, Метро и другие торговые сети оштрафуют на 20 млрд гривен

Фото: taxidiscount.com.ua

Антимонопольный комитет обвиняет крупнейшие украинские торговые сети в картельном сговоре, - сообщает «Forbes.ua».

Обвиняются такие торговые сети: Фоззи-Фуд, Фора, Фуршет (и ряд дочерних предприятий), Ашан Украина, Фудмаркет, АТБ-Маркет, Эко, Адвентис, Билла-Украина, Край-2, Новус Украина, Икс 5 Ритейл Групп, Спар-Центр, Бимаркет, Метро Кеш энд Керри Украина и АС Нильсен Украина.

Согласно данным Государственной службы статистики, на протяжении 2010-2011 годов индекс потребительских цен увеличился только на 13,5%. Тогда как в розничных сетях Киева увеличение цен на основные продукты питания составляло 22-38%, а на некоторые продукты на 50-70%.

В ведомстве считают, что подорожание было вызвано тем, что ритейлеры требовали от поставщиков выплат за различные услуги (реклама, бонусы и прочее), которые доходили до 5-10% от стоимости поставленного товара. Более того, компании требовали от поставщиков оплаты товара с отсрочкой, которая могла доходить до 120 дней. «Это фактически является беспроцентным кредитованием сетей за счет поставщиков», - считают чиновники.

АМКУ собирается оштрафовать 18 компаний сразу по двум пунктам претензий (ущемление интересов поставщиков и ценовой сговор), причем каждый из них может обойтись сетям в максимальные 10% от оборота за предыдущий год, что в сумме может около 20 млрд гривен.

Сумма штрафов пока не известна. Компании на протяжении 10 дней должны ознакомиться с выводами расследования.

«Сейчас мы ждем ответов субъектов хозяйствования о том, какие аргументы они могут противопоставить нашим выводам. Мы проанализируем эти аргументы, а затем будем выносить решение», - сообщил замглавы АМКУ Рафаэль Кузьмин.

Несогласные компании могут судиться с чиновниками. Однако по данным статистики в 90% случаев комитет выигрывает дело, считает партнер МЮФ Integrites Александр Алексеенко. 

«Если Комитет примет решение в его нынешнем виде, на следующий день все попавшие под удар торговые сети будут банкротами», – комментирует решение комитета, полученных предварительных результатов топ-менеджер одной из крупнейших торговых сетей.

Компании признают, что цены на продукты в 2010-2011 годах увеличивались, и довольно значительно, но ихней вине. «Причина этого – в росте стоимости продуктов у производителя. Это можно легко проверить – динамика торговых наценок и маркетинговых платежей в тот период у нас не менялась, а, значит, не могла спровоцировать рост цен», – заявил один из руководителей другого крупного ритейлера. 

Отправив ритейлерам общие предварительные выводы расследования, Комитет снабдил конкурентов рядом конфиденциальных финансовых данных, касающихся маркетинговой политики, расчетов с поставщиками и многих прочих данных.