Мифы московского патриархата о Крещении

Фото: Первый Криворожский

В 2023 году Православная Церковь Украины дала возможность прихожанам праздновать Крещение и по григорианскому календарю – 6 января, и по юлианскому – 19 января. Поэтому в этом году православные могли отмечать этот важный религиозный праздник без северных соседей, все еще живущих по юлианскому календарю.

Редакция “Первого Криворожского” решила еще раз развеять мифы Московского патриархата относительно празднования Крещения.

Почему был начат переход на григорианский календарь?


Празднование по григорианскому календарю обычно связывают с католицизмом, а по юлианскому – с православием. Но на самом деле разница только в системе исчисления. Сейчас расхождение в календарях составляет 14 дней.

Московский патриархат до сих пор придерживается юлианского календаря, когда большинство европейских церквей используют григорианский. Еще в 1918 году Украинское государство присоединилось к Европе, перейдя на григорианский календарь в повседневной жизни.

И только в октябре 2022 года на официальной странице в фейсбуке ПЦУ опубликовала решение №19 «О возможности совершения богослужения в честь Рождества Христова по Новоюлианскому календарю 25 декабря 2022 года».

В период с 1 марта 1600 года по 28 февраля 2800 года новоюлианский календарь полностью совпадает с григорианским.

Если празднование Рождества проходит 25 декабря, а не 7 января, то и дата празднования всех религиозных праздников смещается. По новоюлианскому или григорианскому календарю Крещение будут праздновать 6, а не 19 января.


МИФ 1: Купание раз в год полезно для здоровья


Московские священники пропагандируют погружение в прорубь с ледяной водой как один из главных атрибутов Крещения. Россияне очень любят вспоминать, как "сам император Петр I" святил воду в Москве на реке Неглинной 1699, объясняя этим обязательность купания.

Семейный врач амбулатории общей практики семейной медицины №6 Мария Певец скептически относится к решению неподготовленных людей нырять зимой в прорубь:

“Если человек систематически закаляется, то ныряние ему не навредит, а наоборот будет полезным. Другой вопрос, когда человек не закаляется и вдруг решает нырять зимой в воду: это будет стрессом, начнет ускоряться метаболизм. Тем, кто физически не подготовлен, я бы не советовала рисковать. Ко всем вещам нужно подходить с умом, это касается и купания на Крещение”.



Отец Костёла Успения Пресвятой Девы Марии Ежи Цирюль тоже рекомендует избегать стресса для организма:
“Я на Крещение не ныряю. Холодно. Нырять в холодную воду, конечно, не обязательно. Можно Крещение иначе пережить, не хуже: у нас в храме мы совершаем этот обряд через священное окропление”.



Шестого января температура воды в реке Ингулец составляла от +4°C до +5°C утром и от -1°C до -2.8°C вечером. На 19 января украинские синоптики прогнозируют температуру воды в Кривом Роге от +3.5 до +3.8°C. В то же время температура на Крещение в западноазиатской реке Иордан, в которой крестился Иисус, обычно составляет от +12°C до +16°C.

Поэтому важно объективно оценить свою физическую подготовку и не рисковать здоровьем ради сомнительной религиозной традиции.


МИФ 2: Ныряние “смывает” ваши грехи


ПЦУ активно несколько лет подряд опровергает этот мифопровергает этот миф в соцсетях: “Обмывание в проруби на Крещение никаким образом не приводит к духовному очищению и не «освобождает» от грехов! Никаких церковных предписаний для совершения такого действа нет и, как утверждают исследователи, у украинского народа оно не имело распространения”.

Священник Свято-Владимирского кафедрального собора ПЦУ Леонид говорит:
“Человеческие грехи смывает покаяние. Оно происходит в церкви, когда прихожане искренне раскаиваются. Вода очищает нас только телесно, поэтому купание должно быть подкреплено слезами и нашей исправлением”.



Отец Костёла Успения Пресвятой Девы Марии Ежи Цирюль соглашается с позицией ПЦУ: “
Смывание грехов не происходит автоматически, только из-за покаяния. Знак воды должен быть вместе с внутренним актом перемены, покаяния человека, с просьбой к Богу о прощении грехов”.

За Евангелием погружение в реку Иордан совершалось только Святым и имело противоположную цель: впитать грехи человечества. "Спаситель сошел в воды Иордана не для очищения от личного греха, потому что Он был безгрешен, а для того, чтобы взять на Себя грехи человечества и даровать нам через Крещение возможность обновиться, спастись", – отмечает ПЦУ в соцсетях.

“Так как грешные люди могут следовать Иисусу Христу, купаясь зимой в водоемах? При этом, не стесняясь обнажать напоказ собственное тело, «подогреваться» спиртными напитками, не сдерживаться в брани во время физических ощущений из-за погружения в ледяную воду”, – добавляют в Поместной церкви.


МИФ 3: Нужно как можно больше приберечь священной воды


На сайте московской православной церкви российский протоиерей Игорь Фомин вспоминает:
“Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и уносили с собой трехлитровый бидон освященной воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как большую святиню – с благоговением.”
Священник Римско-католической церкви Ежи Цирюль с улыбкой реагирует на эту историю:
«Это уж как кому нужно. Это индивидуально: кому достаточно и капельки освященной воды, а кто-то нуждается в употреблении ее в течение года. Прежде всего, освященная вода — это только знак Крещения”.

Священник поместной церкви Леонид подтверждает, что важно не количество выпитой воды, а то, как мы ее принимаем:
“Достаточно добавить всего две-три капельки освященной воды в пищу или в напитки. Даже капля море освящает: мы ее можем употреблять с верой, подчеркиваю с верой, и когда мы призываем имя Божье”.



“Тот, кто принесет на водосвятие даже самую большую банку, но вместе с темными помыслами и пустым сердцем, не получит большей святости”, – пишут представители и представительницы ПЦУ в соцсетях.

Редакция “Первого Криворожского” поздравляет вас с завершением рождественско-новогодних праздников и призывает не подвергаться нарративам московской пропаганды, анализировать и проверять какую-либо информацию.

Материал подготовила Коротуненко София.

Редактор: Софія Скиба