Острые темы Президент Украины избегает, - мнение экспертов

Фото: Первый Криворожский

Коллеги «VoxUkraine» и компания «TheRespo» проанализировали более 2200 постов и 205 000 комментариев на фейсбук-странице Главы государства за время его президентства и выяснили, какие острые темы он избегает и чем их заменили, что в президенте больше всего любят и ненавидят украинцы.

Что Президент Украины ищет в крупнейшей мировой социальной сети и на какие выводы его наталкивает прочитанное, мы можем только догадываться.

Но технологии анализа соцсетей с использованием нейросетей позволяют определить и проанализировать каждое слово, которое было написано на официальной странице первого лица, каждый комментарий, шер и лайк.

Эту информацию VoxUkraine предоставила аналитическая компания TheRespo. О чем могут рассказать эти действительно большие данные? О многом. Возможно, о значительно большем, чем хотел поделиться с более чем полумиллионной армией подписчиков Порошенко.

Читайте также: Как киберполиция будет бороться с российскими соцсетями

Три года назад Петр Порошенко стал президентом. В тот день в его фейсбуке появилось событие Избран Президентом Украины. Это отправная точка нашего анализа.

За три года было написано 2215 постов (данные на 2 июня 2017-го). Читатели оставили более 200 000 комментариев (в среднем 93 на каждый пост), а общее число лайков и шеров превышает 3,9 млн и 300 000 соответственно.

В начале своего президентства Петр Порошенко объявил, что посты, которые пишет лично он, а не сотрудники пресс-службы, будут подписаны «П.П.». Времена, когда такие посты попадались часто, давно позади. Например, последняя личная запись была в мае, а предпоследняя – в феврале 2017 года.

Тем не менее президентский ФБ – важный источник информации, позволяющий понять, какие тренды и месседжи продвигает коммуникационная команда первого лица, а какие темы «активно замалчивает».

С помощью компании «TheRespo» мы разобрали на ключевые слова все посты Президента, определили их тональность, проанализировали, как изменились темы и идеи, продвигаемые от первого лица.

За первый год президентства был опубликован 751 пост, затем последовал спад до 577, а за третий год наблюдается значительный рост числа публикаций – более 870. Каждый пост собирал в среднем более 1800 лайков и 150 репостов.

Единственное, что заметно просело, – вовлеченность читателей в дискуссию: количество комментариев под постами стабильно сокращается.


Анализ динамики частоты слов, которые употреблял в своих постах Петр Порошенко на протяжении последних трех лет, позволяет определить темы, которые постепенно теряли или набирали приоритетность у президента.

Среди слов, которые на протяжении последнего года (июнь 2016 – июнь 2017) Порошенко употреблял намного реже по сравнению с первым годом президентства, многие прямо относятся к войне (мы учитывали лексемы – набор однокоренных слов).

Слово «посмертный» стало употребляться почти в десять раз реже. В 5 раз меньше стало «славы». Упоминания слов «мир», «страна» и «свобода» сократились в два раза. Слова «война», «отвага» и “армия” стали встречаться в постах президента в 1,5 раза. При этом количество слов «солдаты» и «бойцы» не изменилось.

Также есть тенденция к уменьшению в риторике президента призывов: «необходимо», «нужно», «надо», «должны», «вместе», «можем», «будем», «украинцы», «друзья» – количество этих слов сократилось в 1,5-3 раз.

Неожиданный результат у невоенного слова «коррупция» – за третий год президентства Порошенко употреблял его в 3 раза реже по сравнению с первым годом. Также в 5 раз меньше Порошенко стал писать о Раде/парламенте.

Читайте также: Зрада? СБУ проводит обыски в офисах «Яндекс.Украина»

В 15 раз увеличилось количество лексем «торговля». Почти в шесть раз – «образование». В фейсбуке Порошенко наблюдается уход от милитаризованной Украины к «мирным» темам.

С одной стороны, это «зрада»: война продолжается, каждую неделю. а то и день на фронте гибнут люди. Складывается впечатление, что президент, не выполнив одно из главных обещаний – «закончить АТО», пытается не фокусироваться на теме войны.

С другой – президентский фейсбук не прекратил говорить о войне, но конфликтная риторика все больше тяготеет к нейтральной тональности (в которой часто говорят о войне в Украине западные дипломаты).

Так, в семь раз стало больше лексем «оккупация». Почти в четыре раза чаще стали встречаться «санкции» и «агрессия», «договоры» – в три раза, «Россия» и «Минск» – в два с половиной. В два раза больше президент писал о Крыме.

Отдельно стоит отметить, что Порошенко стал в два раза чаще «поздравлять» своих подписчиков с разными праздниками и событиями и «благодарить» их.

Показатели эмоциональной окраски постов за определенный период:

Куда интереснее анализ тональности комментариев. Алгоритм выдал очень неожиданный результат: радость – главная эмоция в комментариях под постами президента, и доля радости в отзывах стабильно растет, несмотря на падение популярности Петра Порошенко как политика.



Первое ключевое слово, которое мы проверили, – Порошенко (встречается 57 раз). Самые главные эмоции, которые можно встретить в комментариях под такими постами, – это злость (14%) и печаль (17%). Радостных комментариев намного меньше – всего 5%. Но любопытно другое.

Если проанализировать динамику изменения тональности комментариев в первый и третий год, то мы увидим закономерность, которую трудно объяснить случайностью: все негативные эмоции идут на спад, а частота радостных комментариев выросла в 3,4 раза (стоит отметить, что это рекордный прирост в эмоции “радость” среди всех проверенных нами ключевых слов).


Следующее слово, которое мы проанализировали, – коррупция. Оно встречается в постах Порошенко 97 раз (примечательно, что из них 50 раз – в течение первого года президентства и только 24 – за третий год). Больше всего у комментаторов в отзывах под постами с этим словом печали (16%) и злости (13%).

Порошенко упоминает Россию 223 раза в своих ФБ-записях, при этом 62% записей приходятся на третий год, что может говорить о стремлении президента сместить дискурс (по крайней мере в фейсбуке) с внутренних проблем на внешние факторы. Комментарии под постами со словом «Россия» в основном печальные (17%) и злые (14%).

Менее предсказуемо, но весьма показательно, что посты, которые собирают значительную долю грустных комментариев, содержат слова правительство и Рада (по 17%).


За три года конфликтная риторика стала намного нейтральнее.

Публикация подготовлена по материалам главного редактора «VoxUkraine» Борис Давиденко, философа Евгении Кузнецовой (на правах партнерства с «VoxUkraine»).