«Черная пятница» по-криворожски

Фото: Первый Криворожский

Есть в Кривом Роге места, посетив которые можно окунуться в человеческую первобытность, когда в людях просыпаются животные инстинкты. Они как хищники рыщут в поисках, проходят сотни метров. Раз в месяц гудит набат, и паломники культа-моды со всех сторон сломя голову идут на зов. Попав в это странное место у людей «кружится голова», в глазах темнеет, просыпаются инстинкты.

Речь идет об относительно новом культе, гуманитарной помощи, - Second Hand.

В магазинах Second Hand можно найти вполне сносные вещи, с чужого плеча, по цене слегка меньшей, чем в обычном магазине. В Кривом Роге найдется как много сторонников, так и противников вещей бывших в употреблении. Но пока минимальная зарплата еще не поднялась, и нужно экономить – свои двери для покупателей открывают «сэконды». Что это такое и откуда взялось – пожалуй, самый интересный вопрос. Вещи к нам доставляются из Европы, как можно догадаться. Уровень дохода европейцев достаточный для того, чтобы позволить себе раз в сезон менять гардероб. Старые, надоевшие или не подходящие вещи обычно не выбрасываются, а сдаются в приемники (а иногда и забираются из дому в определенный день недели), где за них можно выручить пару-тройку евро. После одежда отправляется на склад, где сортируется, отбирается и грузится в баулы, отправляясь в Украину и другие страны Европы.


В Европе товар покупают за копейки — от одного до трех евро за килограмм. Но с учетом всех пошлин, налогов, транспортных расходов, трат на содержание торговых точек, склада и зарплаты персонала себестоимость увеличивается в несколько раз. Кроме того, часто бывает так, что вещи третьей категории составляют 30-40% от общего объема. Это значит, что почти половину товара продадут промышленным компаниям в 10-20 раз дешевле себестоимости. Чтобы покрыть издержки, наценку на вещи первой и второй категории могут сделать и триста, и пятьсот процентов.

Развенчание мифа:

Бытует миф, что на новый завоз работники секонд-хенда сначала зовут «своих», которые выбирают все самое лучшее, и только потом выкладывают товар на прилавки.

Вот как прокомментировал это работник одного из магазинов секонд-хенда: «Это не так, ни в одном секонд-хенде, если это не ваш собственный магазин, такого нет. Мы даже себе вещь не можем купить раньше, чем она появится на точке, — такие правила. А когда товар привозят со склада и начинают выгружать, то выбирать себе уже некогда. Не успеем разложить, как появляются постоянные клиенты и случайные покупатели. Стоят и ждут, когда можно будет что-то купить.»

Покупателей условно можно разделить на три категории. Есть совсем бедные, для которых секонд-хенд — единственная возможность обновить гардероб. Они часто ходят семьями, смотрят в корзинах и ящиках, ищут все самое дешевое: таких очень много. Есть люди среднего достатка. Они ничем не выделяются — могут и в куче порыться, и на вешалках посмотреть. А есть клиенты совершенно другого сорта — дамочки в норковых шубах и с маникюром, модная молодежь, спортивные фанаты, перекупщики. При чем последние на ровне со спортивными фанатами и поддавшимися на их азарт другими покупателями, сметают с полок совершенно весь товар, а после стоят по углам, разгребают свой «скарб». Обычно из такой кучи покупают несколько вещей, но это вовсе не повод поступить по методу: «сначала возьму все, а после решу, что нужно, а что нет». Не редки и драки среди узких рядов-лабиринтов с одеждой.

Редакция «Первого Криворожского» посетила один из крупнейших секонд-хэндов Кривого Рога. Как раз сегодня в магазине состоялся завоз товара. Заходя в Second Hand вспоминается анекдот: «Наш народ на столько любит халяву, что готов платить за нее любые деньги». Люди мечутся как сумасшедшие, социальные правила поведения в обществе зыбкие, здесь люди не редко готовы драться за футболку посредственного в матушке Англии бренда. Или рыться, подобно тапиру, в горе вещей. В таких местах забывается вежливость и дружелюбие – каждый каждому потенциальный противник в битве за ношенные вещи. Пока люди «дерутся» - хозяева магазинов получают прибыль.

Но с другой стороны, если покупают, почему не продавать? Раньше секонд-хенда стеснялись, одевались в нем втайне от друзей и знакомых, скрывали происхождение вещей. А теперь это модно. В них приезжают в поисках интересных вещей, одежды известных марок.

Стоит ли проявлять свои животные инстинкты за то, что по сути является гуманитарной помощью из-за рубежа и кто-то на этом зарабатывает неплохие деньги – личный выбор каждого. Жаль, конечно, что акции проводимые в «Солнечной Галерее» со скидками на новые вещи по той же цене, что и в секонд-хэнде в день «завоза» товара пользуются меньшей популярностью.

Где бы вы не обновляли свой гардероб, помните – не стоит забывать об элементарных правилах этикета, культуры и человечности.