«Я - профессионал». «Хлеба и зрелищ!». Актриса криворожского уличного театра «Брови» Евгения Морозова-Попова рассказала нам об игре «против системы»

Фото: Первый Криворожский

Не кажется ли вам, дорогие читатели, что зачастую мы видим наш мир в монотонном сером цвете, заведомо выбирая себе тусклый калейдоскоп повседневности? Выходя на улицу, люди плотно окутывают себя шалью безразличия и надевают невидимую целлулоидную маску на лицо, не желая смотреть по сторонам - ведь впереди так много дел.

Городские жители, утомленные буднями и своими проблемами, часто не замечают, как много яркого и праздничного происходит рядом с ними, стоит только поднять глаза.

Речь сейчас пойдет о креативном искусстве, которое можно увидеть в разных уголках нашего индустриального города. А именно – об уличном театре.

Уличный театр – это театр, спектакли которого происходят прямо на открытом воздухе — площади, парке, улице, и, как правило, без оборудованной сцены. В такие постановки нередко вовлекаются мимо проходящие зрители, которые могут с легкостью поучаствовать в действии. Для уличного актера необходимы не только импровизаторские способности, но специальные навыки профессиональных актерских средств выражения (жест и пластика, манера ношения театрального костюма).

Актриса эксцентричного и самобытного уличного театра «Брови» и настоящая патриотка своего родного города Евгения Морозова-Попова рассказала «Первому Криворожскому» о Словении, об искусстве, о перфомансах и о том, каково это – постоянно импровизировать.

В общем, присоединяйтесь к игре, не бегите мимо.

Я люблю театр еще с раннего детства, всегда «горела» театральным искусством. Когда я хотела поступать в театральный, мама скандировала: «О, нет! Только через мой труп!», после чего я сказала: «Ну, хорошо. Тогда я буду учителем». Это был весомый аргумент, потому что моя мама сама учительница, и она не понаслышке знает, как это сложно.  Тогда я получила «добро» и поступила в Николаевское государственное высшее училище культуры на режиссера массовых театрализованных мероприятий. После окончания учебы меня брали работать в театр там, но я не пошла. У меня была любовь в Кривом Роге и я прекрасно знала, что театры я найду, а такого человека – никогда. Но не только любовь стала ключевой причиной моего возвращения в родной город…. Я верю, что я родилась в Кривом Роге не просто так. В то время, когда все уезжают за большими перспективами в Киев или во Львов, я считаю, что нужно поднимать культуру в нашем городе, ведь эта ниша еще не заполнена.  

Я окончила международную школу уличного театра «іШУТ», после чего серьезно увлеклась уличным искусством. Также я режиссер театральной студии «Ванильные качели» и веду городские мероприятия от ГДДЮТ «Горицвіт».

Я люблю всякое театральное искусство, каким бы оно ни было по жанру и специфике. Но меня, честно говоря, воротит от муниципального, потому что это система, а искусство должно идти против нее. Вот почему в труппе уличного театра нет директора или главного режиссера... Нам никто не диктует правила, мы идем от желания. Нам есть, что рассказать и мы говорим, никто не ставит нам цензуру.

Особенность уличного театра в том, что он не ограничивается стенами. Люди попадают на перфоманс не специально, это мимопроходящий неожиданный зритель. В этом весь интерес, потому что не каждый человек придет в театр. А так человек неосознанно попадает в эту творческую атмосферу.

На наши перфомансы криворожане реагирует неоднозначно. Мы участвовали в Европе, в двух перфомансах с итальянским и испанским режиссерами, поэтому нам есть с чем сравнивать.  Должна сказать, что люди там очень открытые и воспринимают уличный театр на «ура». А в Кривом Роге нас считают «странными». Чаще всего люди нашего города просто проходят мимо, хотя бывает, что останавливаются и с интересом досматривают до конца.

Коллектив у нас образовался сам собой. То есть никакого кастинга у нас не было, не было и подбора каких-либо конкретных актеров. У нас были люди, которые дружили между собой и любовь к театру.  Наша труппа состоит из трех человек, но так как мы открыты к сотрудничеству, то часто приглашаем людей выступить вместе с нами.

Название нашего уличного театра к нам пришло не просто так, ведь брови – это самая эмоциональная часть лица. С одной стороны она незаметная, а с другой – лицо без бровей имело бы абсолютно другой вид.

Репертуар криворожских театров знаю хорошо. Часто хожу в театр музыкально-пластических искусств «Академия Движения», не пропускаю премьеры в театре им. Шевченко, заглядываю и в театр кукол.

Недавно мы ездили выступать в Словению. Тема у нас вышла сложная и далеко не фестивальная. Конечно, изначально мы везли в Словению совсем другой перфоманс, но не смогли промолчать насчет текущей ситуации в стране, резко изменив тематику на политическую. Перед нами стояла сверхзадача представить нашу страну и показать Украину сегодня.  

Я люблю кинематограф. Мне очень нравится светлая романтическая комедия режиссера Жан-Пьера Жене «Амели». У нас с мужем довольно часто бывает неделя французского кино, неделя арт-хауса, неделя расслабляющих и легких фильмов….

Два года назад мы были в Словении на фестивальной неделе уличного театра и участвовали в перфомансе. Это был экспериментальный спектакль на берегу озера поздним вечером. Мы были одеты в люминесцентные костюмы и издавали различные необыкновенные звуки, а зритель в это время сидел по ту сторону озера. Вышло сюрреалистично и волшебно.

Разноплановая аудитория – это и есть ценность уличных артистов. Мы можем привлечь внимание женщины, которая просто шла за покупками и задержать ее нашим спектаклем. Для нас является наградой удержать как можно больше зрителей возле себя.

Есть коллективы, с которыми мы пересекались и которые восхищают своими перфомансами и покоряют гиперпрофессионализмом. Это уличный театр из Испании «Kamchatka» и его режиссер Адриан Шварцштайн, театр из Италии Мишель Крамерс и театр маски из России «Странствующие куклы господина Пэжо».

Я не могу сказать о миссии нашего театра, но я могу озвучить свою: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Так говорил великий писатель и большой ценитель театра Николай Васильевич Гоголь, а теперь это мой манифест.

Для нас главное – актуальность. Если мы едем куда-то – это может быть одна тема, а если мы выступаем в Кривом Роге, городе шахтеров и металлургов, то нам хочется внести больше светлого творчества. Мы пытаемся дать какой-то вопрос людям, чтобы они смогли найти на него свой ответ.

Был случай, когда в одном нашем спектакле был очень трогательный и нежный монолог, а в это время мимо нас проезжала скорая помощь и сирена заглушила речь. То есть, уличному актеру нужно быть готовым к тому, что его может что-то отвлечь от игры, поэтому нужно уметь «выкрутиться». Но это нам даже «на руку», так как люди приветствуют импровизацию.

Я считаю, что театр актуален на сегодняшний день. Еще сто лет говорили, что театр изжил себя и умирает. Так твердят и по сей день. Но я уверена, что театр никогда не умрет, потому что это живые эмоции.

Говорят, что уличный артист очень органично смотрится в стенах театра. Но если артист театра выйдет на улицу, то ему будет сложно  - он не готов.

Моя мечта – профессиональный собственный театр в родном Кривом Роге. Он был бы глубоким, а не просто развлекательным. Есть группы, которые берут эпатажем, есть театры, которые берут классикой. А я бы хотела все это совмещать.

Когда-то у нас был перфоманс под названием «Проснись» в гипермаркете «Ашан».  Мы ходили в пижамах и изображали сонных людей, то и дело ложась «спать» то на пол, то к кому-то в корзину, то на полку. Мы работали пластически, и людей это умиляло, ведь  они привыкли, что в магазине находятся товары, а тут они лицезрели человека в пижаме. Наша основная задача была -  собрать как можно больше людей в определенном месте, возле гонга, где «спал» наш барабанщик. Возле него была табличка с надписью: «Если хочешь разбудить спящих – ударь в гонг». И вот, когда люди ударяли в гонг – мы «просыпались». Идеей послужило то, что человечество сейчас спит и нужно, чтобы был какой-то катализатор, который может пробудить его, а это зависит от каждого из нас. Людям понравилось необычное в обычном и яркое в повседневном.

Человеку, который хочет стать актером, я бы посоветовала не опускать руки. Я знаю ребят, которые с первого раза не поступали в театральный вуз. Но они не отчаивались, так как у них был фундамент, вдохновение, они знали, чего хотят, поэтому поступали на второй год уже без проблем.

Фото: Максим Горбацкий