В Кривом Роге инженеры разрабатывают уникальный беспилотник для украинской армии

Фото: Первый Криворожский

Команда молодых инженеров из Кривого Рога создает уникальный по своим характеристикам и возможностям беспилотный летательный аппарат (БПЛА), который можно будет использовать Вооруженным силам Украины, спасателям и для мирных целей.

Проект криворожских ученых призван показать всему миру, что в Украине могут создавать уникальные устройства.

Корреспонденты «Первого Криворожского» пообщались с Виталием Брызгаловым, одним из разработчиков БПЛА «Независимость» - именно так решили назвать свое будущее творение криворожане.

«Независимость» - это мультироторный вертолет с двигателем внутреннего сгорания и управляемым шагом винтов. Именно двигатель внутреннего сгорания даст нашему мультикоптеру достаточную мощность, а самое главное, продолжительность полета и радиус действия.

К примеру, мультикоптер, купленный недавно за народные средства для армии, не устроил военных своим малым временем полета и радиусом действия, в то же время средства были собраны колоссальные, но аккумуляторы не оправдывают себя для таких целей. Кроме того, запуск украинского БПЛА «Crane» от НАН Украины, оказался неудачным и 250 тыс. гривен просто пропали», - говорит Виталий.

Можно констатировать тот факт, что проекты, которые сейчас представляют в Украине, не имеют достаточной функциональности.

Наши инженеры много анализировали, прорабатывали концепцию «правильного» аппарата, считали затраты, чтобы проект получился максимально экономичным и максимально эффективным в работе.

«Мы удивились, что бюджет проекта составил всего 100 тыс. гривен, при гораздо более высокой сложности устройства и очень приличных технических характеристиках. Мощность и уникальный запас хода в 3-4 часа обеспечит бензиновый двигатель», - говорит инженер.

Рассмотрим принцип работы изобретения подробнее. Через систему редукторов, четыре винта аппарата будет раскручивать один двухцилинровый двигатель, объемом 120 кум. см, мощностью 12 л.с. Для сравнения, такая мощность у четырех самых мощных электромоторов. Но если четыре винта будут вращаться с одинаковой скоростью, то БПЛА не сможет полноценно летать. Тут нашим разработчикам пришла идея, как можно управлять этим аппаратом без применения дополнительных двигателей. Инженеры решили использовать вертолетные системы автомата перекоса (обеспечивает перекос винта во время движения, независимо от корпуса самого аппарата). Таким устройством будут снабжены все 4 пропеллера аппарата, поэтому управлять ним можно будет как вперед-назад, так и влево-вправо.

По словам Виталия, благодаря такой системе, БПЛА будет двигаться более стабильней, будет сохранять положение корпуса, что очень важно при осуществлении съемки на расстоянии в километры, а уникальная функция измерения позволит получать точные координаты объектов на снимках, без необходимости лететь к объекту. От порывов ветра аппарат будет защищать современная инерциальная система навигации.

«Мы ничего не изобретаем, есть готовые системы, нет смысла изобретать велосипед. Будем по максимуму использовать готовое, чтобы меньше времени ушло на разработку. Возможно в будущем, если все пойдет хорошо, будем изобретать свои системы, но сейчас мы грамотно пытаемся совместить готовые разработки», - рассказывает Виталий.

Еще одна задумка инженеров - авторотация, уникальная для мультикоптеров опция, когда аппарат сможет сесть даже если заглохнет двигатель (закончилось топливо, или повреждение). Поток воздуха сам раскрутит винты и аппарат сможет сесть по вертолетному. Ученые установят на каждый пропеллер муфту авторотации, которая будет вращать его без двигателя.

На борту БПЛА будет установлен бортовой компьютер, который будет отвечать за многие функции аппарата.

«Супер сильная оптика на двух управляемых камерах позволит с высоты 4 км, и дальности 10-20 км рассмотреть автомобиль, а с 1-2 км лицо человека. Две дополнительные камеры для управления полетом, система современной связи обеспечит передачу четырех FullHD потоков видео и мгновенную доставку детальных (20 мегапикселей) снимков без необходимости приземления», - рассказывает изобретатель про оптику аппарата.

Весь проект обойдется в 100 тыс. гривен (без фото- видео-оборудования обойдется в 60 тыс. гривен), при этом, наши изобретатели не берут себе средств за работу, это стоимость комплектующих и нужной электроники.

Каждый винт аппарата будет диаметром в 1 м, примерная длина БПЛА - 2,4 м ширина - 3,2 м.

Управлять БПЛА будет два человека - пилот и оператор. На земле будет наземная станция, а на борту будет радиоуправляемая антенна, которая будет поворачиваться в сторону станции, также в сторону аппарата будет поворачиваться антенна на станции.

Кроме того, при потере связи, «Независимость» на безопасном расстоянии и безопасной высоте сможет вернуться на точку взлета, это все будет заложено в программе. Кроме того, на борту планируют установить тепловизор, или камеру ночной съемки.

Максимальная рабочая высота - 4 тыс. метров, но «потолок» у «Независимости» будет 5 тыс. метров.

«Независимость» может стать настоящим сокровищем для армии и спасателей. К примеру, в случае лесного пожара, БПЛА сможет отследить точные координаты очага, и более того, погасить незначительное пламя, ведь на своем борту он сможет нести до 30 кг груза», - говорит разработчик.

Криворожские инженеры надеются на помощь небезразличных граждан, а также собираются привлечь средства благодаря проекту «Спільнокошт».

 

Фото: Максим Горбацкий