«Молодые люди, предъявляем документы!»... Или что нужно знать при общении с ППС

Фото: Первый Криворожский

Каждому криворожанину приходилось общаться с работниками милиции. Чаще всего общение граждан с милиционерами проходит на улице, когда к жителям подходят сотрудники Патрульно-постовой службы милиции, в народе именуемые ППСниками.

Многим из нас не раз приходилось слышать «Молодые люди, предъявляем документы!», или «Приготовили карманы к осмотру!». Со своего личного опыта могу сказать, что ни один из встречавшихся мне «патрульных» не выполнял свои обязанности как положено, хотя в этом нет ничего сложного. Работники милиции должны просто руководствоваться Законом Украины «О милиции» и Уставом патрульно-постовой службы милиции.

Итак, в ЗУ «О милиции» и Уставе ППС говорится, что «Во взаимоотношениях с гражданами милиционеры должны проявлять высокую культуру и такт» - это мы должны запомнить навсегда. Милиционер должен обращаться к гражданам с уважением на «Вы», то есть, работник милиции, который отворачивается, когда к нему обращаются граждане, уже нарушитель закона.

Давайте рассмотрим процедуру обращения к гражданам, чтобы Вы могли знать свои права и обязанности ребят из ППС, которые, зачастую, не представляются, светят фонариком в лицо, требуют показать карманы и предъявить документы.

В разделе VI Устава ППС говориться: «При обращении к гражданину патрульный (постовой) должен поздороваться с ним, после чего, приложив руку к головному убору, назвать ему свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение и сообщить цель обращения. Если к патрульному (постовому) обращаются граждане, он также обязан прикладывать руку к головному убору, внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях объяснить, куда следует обращаться для решения поставленного вопроса».

Давайте вспомним, часто ли нам сотрудники ППС отдают честь? Часто ли они с нами здороваются? Безусловно, есть много порядочных и совестных работников милиции, которые честно выполняют свои обязанности, поэтому всех «под одну гребенку» судить не будем.

Идем дальше. В п. 143 говорится, что в общении с гражданами недопустимы:

а) пренебрежительный тон, грубость, высокомерие;

б) ироническое или невежливое изложение замечаний;

в) выражения или реплики, которые оскорбляют человеческое достоинство;

г) угрозы, поучения и несправедливые упреки;

д) предъявление незаслуженных обвинений;

е) угрожающие или оскорбляющие жесты и знаки.

Смотрим вышеуказанные пункты и запоминаем, как именно НЕ должны вести себя работники ППС, а дальше у нас еще интереснее.

В п. 144 сказано, что если нарушитель на сделанные ему замечания реагирует возбужденно, милиционер должен дать ему время успокоиться, а затем разъяснить неправомерность его поведения, ссылаясь на соответствующие законы, постановления и другие нормативные акты. Также, замечания правонарушителям, которые имеют при себе детей, по возможности, делаются так, чтобы дети этого не слышали.

С подростками патрульно-постовые наряды должны обращаться также вежливо, как и со взрослыми. Замечания детям делаются с учетом их психологии и уровня развития. С Вашими документами патрульные должны обращаться аккуратно.

Все граждане должны знать свои права, а законопослушные - особенно! Помните, деятельность милиции является гласной, поэтому Вы можете фотографировать и снимать на видео милиционеров, находящихся на службе, тем более, если они нарушают закон.

Жаловаться на работу милиции можете по телефону спецлинии «102», в прокуратуру, в Управление внутренней безопасности при ГУ МВД в Днепропетровской области, и, конечно же, в редакцию «Первого Криворожского».

 

Фото: Максим Горбацкий