Пять мифов о ProZorro
Фото: prozorro.gov.ua
Само собой, любая хоть сколько-нибудь удачная попытка побороть коррупцию хотя бы в одной из сфер, всегда наталкивается на противодействие, ведь госзакупки — это почти половина бюджета страны, никто просто так не отдаст такой лакомый кусок.
Противодействие это может принимать весьма причудливые формы — от прямого протягивания через парламент анти-реформаторских законопроектов до спланированной кампании по дискредитации реформы и ее авторов.
Одной из таких форм противодействия реформы является распространение всевозможных мифов о самой системе ProZorro и о реформе в целом. Но мифы — они для того и существуют, чтобы их развеивать. Давайте этим и займемся.
Миф №1. Всё куплено до нас.
Важно понимать, что ProZorro — это не волшебная палочка, а инструмент. Инструмент, который позволяет любому желающему видеть весь процесс от начала и до конца. Именно эта возможность видеть всё и является основным предохранителем от любых подтасовок.
Ведь не так-то просто чиновнику взять на себя ответственность за неправомерный выбор победителя торгов, если решение о таком выборе нужно собственноручно подписать и выложить в систему на всеобщее обозрение. А ещё из системы ничего нельзя удалить. Даже если заказчик захочет внести изменения в документацию, её предыдущая версия останется в системе, доступная для просмотра и скачивания.
Конечно же, ни один инструмент не будет работать, если им не пользоваться. В данном случае это означает, что бизнес не должен оставлять без внимания нарушения, которые допускают заказчики в системе — нужно задавать вопросы, писать жалобы, обращаться в аудиторскую службу и Антимонопольный комитет. ProZorro даёт для этого массу возможностей.
Миф №2. ProZorro очень дорого обходится бюджету.
Изначально система задумывалась и реализовывалась волонтерами и совершенно бесплатно. Чуть позже к её созданию подключились международные фонды и некоторые айти-компании, которые видели в системе коммерческие перспективы для себя в будущем. В итоге на создание ProZorro не было потрачено ни копейки бюджетных средств, что позволило ей стать действительно независимой.
Более того, плата, которая взимается с участников торгов, пропорционально делится между бюджетом и торговыми площадками, что делает систему одновременно и самоокупаемой, и выгодной для площадок. Но о торговых площадках мы поговорим в следующем мифе.
Миф №3. ProZorro — это частная кормушка для её создателей.
Архитектура ProZorro — уникальна. И этот факт уже является признанным во всём мире. Система построена так, что государство лишь администрирует центральную базу данных (ЦБД), а все действия в этой базе осуществяются через так называемые торговые площадки, которых в системе уже более десяти.
Торговые площадки — это айти-компании, которые разработали соответствующий софт, прошли аккредитацию и стали частью ProZorro. Такой площадкой может стать любая компания, которая в состоянии удовлетворить условиям аккредитации, то есть ProZorro не только открывает огромный рынок публичных закупок для бизнеса, но и сама по себе является выгодным и, что самое главное, абсолютно прозрачным бизнесом.
B2G в чистом виде. Более того, за счет конкуренции между площадками заказчики и участники получают постоянно улучшающийся сервис, которым никогда не похвасталось бы государство, будь оно единоличным администратором системы.
И конечно же, такая конфигурация системы снижает до минимума коррупционные риски в части вмешательства в систему. Ведь со всеми площадками не договоришься, а информация на них отображается одна и та же и на всех одновременно.
Миф №4. Участвовать в торгах слишком дорого.
За участие в торгах с участников действительно взимается оплата. Её размер зависит от ожидаемой стоимости лота и составляет от 17 до 1700 гривен. Те, кто когда-нибудь участвовал в государственных торгах по старой системе, не дадут соврать — очень часто расходы на распечатку огромной кучи бумажных копий, время сотрудников, потраченное на их сшивание и опечатывание, а также затраты на траспортировку сначала документации, а потом и уполномоченного сотрудника к месту официального раскрытия тендера (особенно если они проходил в другом городе) тянули и на гораздо большие суммы.
К тому же некоторые площадки имеют свои бонусные программы (это и есть результат той самой конкуренции), по которым новый участник может, например, попробовать свои силы на нескольких первых торгах бесплатно либо же, кроме участия в торгах, получает от площадки ещё и различные «плюшки» в форме бесплатных обучающих семинаров и вебинаров по публичным закупкам.
Миф №5. Некому жаловаться.
ProZorro устроена так, что по ходу торгов и после их окончания есть возможность задать вопрос, получить уточнение от заказчика или отправить жалобу не отходя от компьютера. Для так называемых допороговых закупок (до 200 тысяч гривен для товаров и услуг и до 1,5 миллиона гривен для работ) все такие жалобы рассматриваются специальной комиссией.
Для надпороговых закупок (свыше перечисленных сумм) основным органом обжалования является Антимонопольный комитет. Достаточно кликнуть на соответсвующую кнопку в системе и ваша жалоба автоматически будет направлена в орган обжалования. При этом, торги будут приостановлены до вынесения решения.
Но даже если десятидневный срок на обжалование после окончания торгов уже прошёл, у вас всё равно остаётся возможность обратиться Государственную аудиторскую службу, которая осуществляет финансовый контроль за публичными закупками.
Ну а если решение того или иного органа всё ещё вызывает у вас сомнения, то вам прямая дорога в суд, через который можно обжаловать любое решение. К тому же, благодаря тотальной открытости системы, любой желающий может самостоятельно мониторить ход абсолютно всех торгов в системе.
Для этого достаточно зайти на аналитический модуль ProZorro, который находится по адресу: bi.prozorro.org. Его возможности почти безграничны. Здесь вы можете, например, отследить качество всех тендеров любого из заказчиков или найти для себя ниши с низкой конкуренцией, то есть те тендеры, где участвует минимальное количество представителей бизнеса. Так что способов отстоять свою правоту — масса, главное — использовать их.
Данное исследование представлено ОО «Платформа Громадський Контроль» в рамках проекта Украинская инициатива укрепления общественного доверия (UCBI), финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID).