Товар из Европы: В Украине могут подешеветь подержанные автомобили
Фото: autoritet.com
Старые европейские иномарки могут стать более доступными. Премьер Арсений Яценюк предложил отменить пошлины на ввоз автомобилей и попросил Минфин, Минэкономики и Государственной фискальную службу разработать соответствующий законопроект. «Это должно касаться всех автомобилей, кроме российского производства и происхождения. Я получил сотни писем от граждан, обращений, думаю, это будет правильный шаг, чтобы снять нагрузку на граждан», - объяснил свою инициативу глава правительства.
Глава фракции «Народного фронта» Максим Бурбаки заявил, что такой законопроект будет оперативно зарегистрирован в парламенте. Такой шаг, как считает народный избранник, позволит стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, поскольку многие предприниматели требуют недорогих автомобилей.
Парламентарии и правительство явно не разобрались в ситуации. Еще с прошлого года в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №3251 о снижении налогов на импорт подержанного автотранспорта. На некоторые уступки Верховная Рада все же пошла. С 1 января этого года по 31 декабря следующего года, ставки акцизного сбора на б/у авто будут снижены в 2-28 раз (до 0,102-2,2 евро за 1 см3 объема двигателя) в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя. Законопроект принят за основу. Согласно договору о зоне свободной торговли с ЕС, в Украину можно импортировать «железных коней» не старше пяти лет, соответствующие категории Евро-5. К слову, на производственных мощностях нашей страны выпускаются автомобили класса Евро-2 (Таврия, Славута и их производные) и Евро-4 (Lanos и подобные), но ввозить подержанные автомобили того же класса, вопреки логике, нельзя.
Сегодня в Украине существует единая пошлина на ввоз новых и поддержанных автомобилей, а ее размер составляет 10%, рассказывает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Кроме непосредственно пошлины, при ввозе в нашу страну уплачивается НДС (20%), акцизный сбор (размер зависит от объема двигателя), а также специальные таможенные пошлины. Как результат, приобретенная в одной из стран ЕС легковушка за 12 000$ после растаможки в Украине обойдется уже в 18 000$, в лучшем случае.
После отмены пошлины, старые легковушки должны подешеветь на 10-15%. Но дилеры считают, что этого не произойдет. Директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик считает, что эффекта от отмены пошлины не будет - все нивелирует девальвация гривны. «Можно вспомнить сентября 2015, когда отменили спецпошлины. Но цены не снизились, а выросли. Никакого снижения цены не будет, даже если пошлина отменят», - отмечает эксперт. Олег Назаренко считает, что новации могут вступить в силу не ранее чем с 1 января 2017 года. Поэтому относительно недорогие иномарки на украинском рынке если и появятся, то не раньше следующего года.
Новации коснутся не всех. С 3 января этого года Межведомственная комиссия по международной торговле ввела дополнительную компенсационную пошлину в размере от 10,41% до 17,66% на импорт произведенных в России автомобилей. Для «железных коней» производства компании «Соллерс - Дальний Восток» пошлина установлена в размере 17,66%, «АвтоВАЗа» - 14,57%, а других производителей - 10,41%. Заградительные меры введены на срок до пяти лет.
Но на этой неделе ситуация изменилась - это связано с принятием Радой закона №3046-д. Олег Назаренко приводит пример, как это будет работать: «Автосалон берет в комиссию или выкупает авто за 10 000$, Находит покупателя за 10000 – 11000$, и продавец получает все деньги, а только потом платит автосалону комиссию. Например, она может составить 500 $, из которой салон и уплатит НДС бюджета», - рассказывает эксперт и добавляет, что в такой ситуации все стороны довольны. До вчерашнего дня ситуация была другая. НДС необходимо уплатить из стоимости всего продаваемого автомобиля, которая закладывалась в конечную цену. Это приводило к тому, что старые авто фактически не продавались через автосалоны.
Опасения украинских дилеров можно понять. По данным ассоциации «Укравтопром», в 2015 году в Украине продано 46,5 тысяч новых автомобилей, что на 52% меньше по сравнению с предыдущим годом. «С января по декабрь 2015 кривая продаж новых легковых авто в Украине так ни разу и не смогла подняться над показателями депрессивного 2014 года», - говорится в сообщении ассоциации.
Для сравнения: в прошлом году в Украину завезли около 50 000 поддержанных автомобилей, а их количество в 2016 году, скорее всего, возрастет. Все меньше украинцы могут позволить себе новый автомобиль, а получить кредит сейчас практически невозможно. Если б/у автомобили подешевеют хотя бы на 10%, то потенциальный покупатель может предпочесть новой легковушке подержанную, с небольшим пробегом. В этом случае надежды импортеров на незначительный рост продаж в этом году могут не оправдаться.
Теоретически дилеры могли бы заработать на росте поставок. Но около 95% старых легковушек в нашей стране продается через комиссионные площадки. Они являются посредниками между продавцами и покупателями и часто не платят налоги в бюджет. В странах ЕС ситуация иная: 60% старых легковушек находят новых владельцев именно через сети автосалонов.
Именно поэтому официальные дилеры не смогут заработать на желании покупателей приобрести качественный, но недорогой автомобиль из стран ЕС. В связи с этим они, скорее всего, будут активно лоббировать отмену дополнительной пошлины на ввоз новых автомобилей.