Годовщина коалиционного соглашения: провалы и их причины
Фото: ru.rfi.fr
Тогда это событие оценивалось очень оптимистично. «Мы сделали первый шаг для создания в Украине настоящего парламентаризма. В коалиционное соглашение заложены новые правила игры, в соответствии с которыми закрытость и кулуарщину заменят прозрачность и открытость», – говорила представитель «Самопомощи» Оксана Сыроид.
В первое время фракции коалиции суммарно имели 302 голоса – конституционное большинство, т.е. формально они имели возможность для проведения любых преобразований в государстве. Но со временем число голосов уменьшалось, т.к. отдельные депутаты по разным причинам выходили из фракций большинства. А в начале сентября из коалиции целиком вышла фракция Радикальной партии. Была на грани выхода и «Самопомощь».
Даже без «Самопомощи» (26 депутатов) коалиция юридически может существовать, поскольку общее число депутатов трех оставшихся фракций превышает 226 человек, т.е. 50% штатной численности парламента. Но проводить через парламент необходимые законы и выполнять обязательства, взятые на себя при подписании коалиционного соглашения, ей станет труднее.
В целом коалиционное соглашение предусматривает выполнение за все время работы парламента этого созыва 511 пунктов в 17 секторах реформ. За первую половину 2015 г. нужно было выполнить 118 пунктов, в том числе завершить избирательную и судебную реформы, чего не сделано. По оценкам независимых экспертов, в первом полугодии было реализовано лишь 39 пунктов, еще 13 претворенов жизнь частично. На осенней сессии эта работа была продолжена, но месяц назад Президент Петр Порошенко оценивал уровень выполнения коалиционного соглашения всего в 30%.
В эти 30% входят преобразования в сфере обороноспособности страны, где положительные перемены наиболее заметны. Есть прогресс и в некоторых других секторах реформ. Но упущений и откровенных провалов гораздо больше.
Что не сделано из обещанного
В преамбуле соглашения сказано: «Мы обеспечим равенство всех должностных лиц государства перед законом, ограничим все виды иммунитетов от уголовного преследования, будем открытыми и подотчетными перед обществом и в своей деятельности будем руководствоваться только правом, поэтому отменим депутатскую неприкосновенность и будем нести полную ответственность за свои действия перед украинским народом». До выполнения этих высоких обещаний депутатам еще очень далеко.
К числу сфер, где реформы идут с большим отставанием от сроков, зафиксированных в соглашении, на сегодняшний день можно отнести:
- борьбу с коррупцией. Достаточно сказать, что даже наши иностранные партнеры, которые знают происходящее далеко не во всех красках, говорят, что при продолжении такой «борьбы» лишат украинские власти своей поддержки;
- организацию госслужбы. График ее реформы безнадежно сорван;
- дерегуляцию. Обещанную, но так и не проведенную регуляторную гильотину решено заменить щадящей и постепенной, но тоже пока практически не начатой;
- фискальную систему. Борьба между Минфином и депутатами, которая может закончиться началом реальной налоговой реформы, происходит только сейчас, на этапе принятия госбюджета-2016;
- судебную систему. Доверия к отечественным судам меньше, чем к любому другому госоргану, но особых изменений принципов их работы пока добиться не удалось, хотя на словах все соглашаются, что без справедливого суда справиться с системными проблемами нашей страны не получится;
- прокуратуру. Судя по некоторым событиям, процесс ее реформирования начат, но он очень медленный и непоследовательный;
- децентрализацию. Регионам предоставили больше финансовой самостоятельности, расширили полномочия при выдаче разрешений и согласований. Но без внесения изменений в Конституцию административную децентрализацию в Украине провести не получится, а принятие этих изменений в парламенте конституционным большинством сейчас вызывает большие сомнения.
Причины невыполнения соглашения
Эти причины можно свести в две группы: связанные с содержанием самого соглашения и с деятельностью коалиции.
Коалиционное соглашение парламентских фракций в Украине составлялось впервые, к тому же в условиях дефицита времени и определенной эйфории. В результате получился документ, сочетающий в себе элементы договоренности о принципах, намерениях и дорожной карты реформ (что и должно быть в таком соглашении) и плана работы по отдельным направлениям на ближайший период. Но составить реалистичный план в тех условиях было невозможно, поэтому и не стоило перегружать текст Соглашения ненужной детализацией и нереальными сроками выполнения. Это должно быть в Программе работы правительства, которое формируется коалицией и занимается (в своей части) реализацией коалиционного соглашения.
В соглашении не указан механизм принятия решения участниками коалиции. В нем приведены обязательства, которые берут на себя участники коалиции, но нет ни слова об их ответственности за свои обещания. Такая ответственность подписантов может быть только перед избирателями. Коалиция и ее участники должны публично и честно говорить о том, что удалось сделать, что не получилось и почему. За все время работы этого созыва парламента избиратели не увидели ни одного отчета от народных депутатов о том, как они выполняют соглашение. Работа Совета коалиции вообще закрыта для общественности.
И тут мы переходим ко второй группе причин невыполнения соглашения – связанных с самой коалицией. Это объединение неизбежно является ситуативным и непрочным, т.к. каждая входящая в него политическая сила сохраняет свои цели и интересы. Более того, свои интересы имеют отдельные лица, как официально возглавляющие эти силы, так и поддерживающие их в закулисье. Политики всегда борются за власть и выгоды, с нею связанные — это закон жанра. Поэтому коалиция борется с Президентом (хотя ее костяк составляет политсила самого Петра Порошенко) и конфликтует с Кабмином, который сама сформировала. Идет борьба и внутри коалиции, вплоть до того, что отдельные ее участники считают себя некоей внутренней оппозицией.
Повторим: политическая борьба происходит во всех странах. Однако уровень ее накала и используемые приемы зависят от уровня политической культуры и главное – желания политиков (хотя бы высшего уровня) исходить и из интересов страны, а не только личных или партийных. С этим в Украине пока плохо.
Поэтому мы сегодня и имеем проблемы не только с единством коалиции, но и с уровнем поддержки ею реформаторских законов, которые вносят Кабмин и Президент. Да, часть законопроектов вносится слишком поздно, но часть – поздно и рассматривается или вообще не голосуется без дополнительного давления извне.
В результате та же Оксана Сыроид, которая сейчас является первым заместителем председателя Верховной Рады, вынуждена признать: «У нас нет парламента как полноценного независимого представительского органа, который может контролировать правительство. Примером может служить динамика выполнения коалиционного соглашения: ряд инициатив продавливается извне, и депутаты не всегда способны противостоять такому давлению. Большая часть повестки дня формируется вне стен Верховной Рады. Часто нарушается регламент, причем не только под давлением Администрации президента или Кабмина, но и в угоду общественному мнению. В то же время часто Рада не может принимать нужные для реформ законы просто потому, что другие ведомства не подают соответствующие законопроекты».
Кроме того, нужно учитывать, что результаты местных выборов-2015 способны серьезно повлиять на стабильность работы коалиции. Пока все оставшиеся участники заинтересованы в ее сохранении по крайней мере ближайшие несколько месяцев. Однако, опираясь на полученный на местах ресурс, они попытаются завоевать как можно лучшие позиции в ходе переговоров по практически неизбежному переформатированию правительства, которое возможно после 12 декабря, когда истекает срок годовой неприкосновенности Кабмина.
В заключение напомним, что коалиционное соглашение начинается такими словами: «Мы, народные депутаты Украины, подписали это коалиционное соглашение в Верховной Раде VIII созыва, объединились и создали парламентское большинство для защиты суверенитета и территориальной целостности Украины, проведение реформ в сотрудничестве с другими ветвями власти для повышения благосостояния и качества жизни граждан Украины. Мы взяли на себя политическую ответственность, чтобы дать ответ на вызовы и угрозы, перед которыми сегодня стоит наша страна».
Источник: Сегодня