В Украине плата за тепло станет зависимой от погоды
Фото: stroyway.com.ua
Нормы слева, нормы справа...
Как известно, сейчас действуют Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденные Постановлением Кабмина №630 от 21 июля 2005 года. Кроме них есть еще и Правила пользования тепловой энергией, утвержденные Постановлением Кабмина №1198 от 3 октября 2007 года, но они регламентируют продажу/покупку тепловой энергии и на сферу коммунальных услуг не распространяются.
При этом обоими документами предусмотрен перерасчет стоимости отопления/тепловой энергии для потребителей, в том числе бессчетчиковых. Так, Постановление №630 предписывает теплосетям корректировать плату за тепло при непредоставлении услуги, предоставлении услуги не в полном объеме, снижении качества отопления, а также при количественных или качественных отклонениях от нормативов потребления. Аналогичная норма содержится в Типовом договоре о предоставлении услуг по централизованному отоплению. Есть и специальный порядок перерасчета размера платы за тепло. Он установлен Постановлением №151 от 17 февраля 2010 года и содержит несколько оснований для корректировки стоимости отопления. К ним, в частности, отнесены длительный перебой в отоплении — более 12 часов за сутки, а также несвоевременное начало или окончание отопительного сезона — если не соблюден норматив о подаче тепла в течение 3 дней со среднесуточной температурой ниже 8 градусов. Кроме этого Постановлением №151 определены 4 температурных маяка, по достижении которых «включается» механизм перерасчета. В частности, плата за тепло должна быть уменьшена, если температура в отапливаемом помещении ниже 18 градусов, а в угловом — ниже 20. Если температура в помещении опускается ниже 12 градусов (в угловом — ниже 14 градусов) плата должна быть уменьшена еще больше. Для всех этих ситуаций в документе прописаны формулы расчета. При этом отдельно оговорено? что теплосеть обязана осуществить перерасчет в течение месяца, следующего за расчетным.
Инициатива наказуема
Проблема в том, что на практике перерасчет проводится не всегда. Теплосети в снижении платы за отопление не заинтересованы. К тому же, инициатором процедуры перерасчета приходится выступать мерзнущему владельцу жилья, так как низкую температуру в помещении или простой в предоставлении услуги сначала нужно зафиксировать. Однако, если обращение потребителя по результатам проверки количественных/качественных параметров отопления будет признано необоснованным, потребителю придется возместить теплосети все расходы. При этом конфликт с поставщиком тепла может возникнуть уже на стадии организации проверки, что сопряжено с дополнительными хлопотами и в конечном итоге может закончиться судебным разбирательством.
Одним словом, добиться перерасчета платы за тепло — задача не из простых. Понятно, что далеко не каждый владелец жилья готов тратить силы и нервы на отстаивание своих прав на горячие батареи. Но в любом случае — перерасчет осложняет взаимоотношения между поставщиками и потребителями тепла.
Больше критериев - меньше проблем
По мнению Минрегиона, расширение перечня критериев для расчета платы за отопление, позволит не только усовершенствовать процедуру, но и уменьшит потребность в перерасчетах, ведь плата теплосетями будет устанавливаться за фактически потребленные услуги.
Сейчас критериев всего два: площадь отапливаемого помещения и расчетная мощность отопительных приборов. Согласно Правилам предоставления услуг по централизованному отоплению и Типовому договору, для бессчетчиковых абонентов плата за отопление устанавливается по нормативам потребления за каждый метр отапливаемого помещения. А при превышении расчетной мощности радиаторов взимается еще и наценка — в размере, оговоренном в договоре.
Минрегион предложил рассчитывать стоимость отопления по специальной формуле с учетом трех дополнительных фактических параметров: коэффициента отклонения температуры внешнего воздуха в расчетном месяце от показателей, заложенных в тариф, продолжительности отопительного периода и количества дней предоставления услуги по централизованному отоплению в расчетном месяце.
По замыслу Минрегиона, фактическую среднюю температуру поставщики тепла будут определять тоже по специальной формуле — на основе официальных данных гидрометцентра либо другой организации, предоставляющей метеорологическую информацию.
Правда, идея об учете «синоптического» фактора в ценах на тепло не нова. Правила пользования тепловой энергией и сейчас содержат норму, согласно которой объем тепловой энергии, потребленной бессчетчиковым абонентом, должен рассчитываться учетом среднемесячной температуры внешнего воздуха и продолжительности работы теплового оборудования в расчетном периоде. Однако обычные владельцы квартир под действие этой нормы не подпадают, поскольку тепло получают в рамках предоставления услуг по централизованному отоплению. Так что принятие проекта, разработанного Минрегионом, можно только приветствовать.
Где методика?
Вот только «абстрагированность» от фактических показателей температуры — не единственный пробел действующих Правил предоставления услуг по централизованному отоплению. Дело в том, что Постановлением №630 предусмотрена разработка целого пакета документов «в помощь», применительно к централизованному отоплению — пяти документов. Помимо прочего Минрегион должен был разработать методику расчета потерь тепла в случае, когда батареи в квартире оснащены распределителями тепла. Однако до сих пор такой методики нет, что в некоторых случаях затрудняет оснащение жилья индивидуальным тепловым счетчиком.
Вообще, установка квартирных счетчиков тепла — сегодня одна из самых острых проблем в сфере централизованного отопления. В большинстве случаев отплачивать отопление выгоднее по счетчику. Самый простой выход — оснастить многоэтажку домовым прибором учета. Однако, как у любого «колхоза», у коллективного учета тепла есть существенный недостаток — уравниловка. Добросовестному владельцу квартиры, утеплившему жилье, приходится платить «за дядю», который живет с «окнами настежь»; владельцу, до которого не доходит тепло из-за неудачного расположения квартиры — за счастливчика, живущего рядом с котлом и т. п.
Квартирный счетчик от подобных ситуаций защищает. Проблема в том, что дома старой застройки имеют вертикальную разводку теплоснабжения. Для оснащения квартиры в таком доме индивидуальным теплосчетчиком, как правило, приходится преодолевать серьезные препятствия, в том числе со стороны теплосетей. Нормативные пробелы теплосети зачастую используют как контраргумент и основание для отказа учета тепла по счетчику. Например, в деле №2/0528/1905/2012 «Краматорская теплосеть» обосновала свой отказ пересчитать владельцу квартиры плату за тепло по показаниям квартирного счетчика отсутствием вышеупомянутой методики. Правда, теплосеть в итоге проиграла, но сама ситуация показательна. И хотя этот судебный процесс завершился более 3 лет назад, на практике с тех пор мало что изменилось.
Есть в судах правда
На самом деле, при большом желании добиться оплаты отопления по квартирному счетчику можно даже в домах с вертикальной разводкой. Правда, для этого, скорей всего, потребуется обратиться в суд. Но одержать победу в таком разбирательстве вполне реально, — судебная практика это подтверждает.
Примечательно, что главным защитником потребителей в подобных ситуациях является все то же Постановление №630, в котором прямо прописано право владельца квартиры на установку индивидуального прибора учета тепла. А вот прямой запрет на установку квартирных счетчиков в домах с вертикальной разводкой, напротив, действующим законодательством не предусмотрен.
Главное — четко следовать алгоритму. Согласно Постановлению №630, счетчик вправе установить не только теплосеть, но и любая специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию — на проведение монтажных работ и установку приборов учета. После установки счетчика его нужно поставить на учет в теплосети или, по крайней мере, попытаться это сделать. В противном случае, от платы по нормам не спасет даже суд.
Например, в деле №645/8751/13-ц владелец квартиры проиграл «Харьковским тепловым сетям» суд о понуждении теплосети к постановке квартирного счетчика на учет, так как суд решил, что потребителем был представлен неполный пакет документов для принятия в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Как следствие, начисление теплосетью долга с учетом норм потребления и игнорирование ею показаний счетчика суд счел правомерными.
Однако при грамотном подходе и определенном везении шансы на победу владельца квартиры в подобных спорах высоки. При этом на практике оппонентами сторонников поквартирного учета тепла становятся не только теплосети. Так, в деле №760/24163/14-ц суд разбирался, почему руководитель столичного ОСМД «Протасов яр» отказал во взятии на коммерческий учет 4 квартирных счетчиков тепла, которые установила компания, имеющая соответствующую лицензию. Отказ руководитель ОСМД мотивировал тем, что не знает, каким образом будет начислять плату по счетчикам. Суд счел этот довод неубедительным, признал бездеятельность ОСМД неправомерной и обязал произвести перерасчет платы за тепло с учетом показаний счетчиков.
Еще более показателен вердикт, вынесенный судом в феврале 2015 года по делу №234/12157/14-ц. Компания «Донецктеплокомунэнерго» отказывала владельцу квартиры в принятии на учет квартирного счетчика, сославшись на целый «букет» причин – и техническую невозможность установки квартирного счетчика из-за вертикальной разводки, и сложность расчета платы за места общего пользования, и на то, что квартирные счетчики якобы не являются коммерческими приборами… Однако ни один из этих доводов суд не счел убедительным и обязал компанию допустить теплосчетчики к эксплуатации.
Отказ в постановке счетчика на учет — лишь одна из возможных преград. На практике борцы за учет тепла по квартирным счетчикам сталкиваются и с другими проблемами — необходимостью модернизации системы отопления, получения и согласования технических условий, установки нескольких счетчиков в одной квартире и т. п. Но все эти преграды обычно преодолимы. Было бы желание.