Могут ли выборы быть честными, или как стать наблюдателем на выборах в Верховную Раду?
Фото: nabludatel.org
Каждый избиратель может контролировать чистоту избирательного процесса, став наблюдателем на выборах, пишет Delo.ua. Журналисты ресурса решили разобраться, как рядовому украинцу стать на страже честных и прозрачных выборов и на что он реально может повлиять.
Итак, каждый украинец может стать наблюдателем на парламентских выборах от партии, кандидата-мажоритащика или гражданской организации. Наиболее адаптированная система принятия заявок желающих у партий и гражданских организаций. Не могут стать наблюдателем на выборах члены избиркомов, некоторые чиновники или судьи, правоохранители, военнослужащие.
Эксперты отмечают, что следует серьезно подойти к выбору организации или партии, от которой вы намерены стать наблюдателем. Как указывают эксперты, обычно от общественных организаций идут наблюдателями те люди, которые намерены следить за чистотой избирательного процесса вообще. Наблюдатели от партий в основном отслеживают, чтобы не было манипуляций с голосами, отданными за их политсилу.
Наблюдатели от организаций и партий
Порядок регистрации официальных наблюдателей от общественной организации или партии включает два этапа. Сначала организация не менее чем за 50 дней до дня голосования обращается в ЦИК с ходатайством о разрешении иметь официальных наблюдателей во время выборов. Партии как субъекту выборов это не нужно делать.
Потом, не позже чем за 5 дней до голосования (до 20-го октября), руководитель общественной организации/представитель партии вносит представление в определенную окружную избирательную комиссию (ОИК) о регистрации их наблюдателя на данном округе. В этом году Центризбирком разрешил выдвигать наблюдателей 37 гражданским организациям.
Эксперты указывают, что первым тестом на серьезность организации является наличие сайта. «Если нет контактов организации в интернете, то, скорее всего, она в действительности не существует или ее искусственно зарегистрировали, чтобы потом использовать в своих политических интересах», — рассказал Delo.ua зам главы Комитета избирателей Украины Виталий Тесленко.
Итак, на первом этапе, чтобы стать официальным наблюдателем, гражданину нужно:
1) Связаться (через интернет, позвонить на «горячую линию») с партией или гражданской организацией, от которой хотелось бы быть волонтером и зарегистрироваться (не позже 15-го октября).
2) Данные о потенциальных наблюдателях структурируются и подаются в штабы на местах, которые в свою очередь связываются с зарегистрировавшимися гражданами.
3) В региональном штабе они должны пройти собеседование, и в случае положительного результата наблюдатели предоставляют такие данные: ФИО, гражданство, дата рождения, место проживания (регистрации), место работы, должность (занятие), номера контактных телефонов. Также прилагается заявление о согласии быть официальным наблюдателем от соответствующей партии, кандидата в депутаты или общественной организации и ксерокопия первой и второй страниц паспорта гражданина Украины.
4) Позже уполномоченный от партии, кандидата в депутаты или руководитель соответствующей общественной организации подают данные своих наблюдателей в окружную избирательную комиссию, которая и регистрирует наблюдателя. На следующий день наблюдателю обязаны выдать удостоверение.
Наблюдатель имеет право:
- находиться на избирательных участках во время голосования, наблюдать с любого расстояния (не мешая физически) за действиями членов избирательной комиссии, в том числе при выдаче бюллетеней и подсчете голосов;
- делать фото и киносъемку, аудио- и видеозаписи, не нарушая при этом тайны голосования;
- присутствовать на заседаниях УИК в пределах одномандатного избирательного округа и заседаниях ОИК без разрешения или приглашения соответствующих комиссий (не более 1 наблюдателя от одной организации);
- присутствовать при подсчете голосов на избирательном участке, установлении итогов голосования и результатов выборов;
- обращаться в соответствующий избирком или в суд относительно устранения нарушений, составлять акт о выявлении нарушения, который подписывается наблюдателем и не менее чем двумя избирателями, удостоверяющими факт этого нарушения;
- принимать необходимые предусмотренные законом меры по пресечению противоправных действий во время голосования и подсчета голосов;
- осматривать избирательные урны на подготовительном заседании УИК и подписывать контрольные листы перед их вбрасыванием в урны;
Наблюдателю запрещено:
- безосновательно вмешиваться в работу избирательной комиссии;
- нарушать законный ход избирательного процесса или неправомерно мешать членам избиркома осуществлять свои полномочия;
- заполнять вместо избирателя, в том числе и по его просьбе, бюллетень, либо же присутствовать при заполнении избирателем бюллетеня в кабине (комнате) для тайного голосования или иным образом нарушать тайну голосования;
- осуществлять агитацию накануне или в день голосования.
Наблюдения за выборами журналистами
Легче всего наблюдать за выборами представителям СМИ. Журналистам для этого не нужно дополнительных регистраций — законодательство гарантирует беспрепятственный доступ на все публичные мероприятия, связанные с выборами. В свою очередь избирательные комиссии и органы исполнительной власти и местного самоуправления должны предоставлять представителям СМИ необходимые им сведения по подготовке и проведению выборов.
По словам Виталия Тесленко из КИУ, если человек не успел зарегистрироваться наблюдателем до 15-го октября, то обычно некоторые общественные организации или партии выдают им журналистские удостоверения своих СМИ. Как показывает практика, перед выборами количество журналистов в партийных газета резко увеличивается на несколько сотен.
Среди преимуществ журналистов в наблюдении за выборами — право присутствовать без разрешения или приглашения на заседаниях избирательных комиссий, в том числе при подсчете голосов и установлении итогов голосования, на избирательном участке в день голосования в помещении, где проводится голосование. При этом сохраняется ограничение — не более двух человек от одного СМИ в одном избиркоме.
Также журналисты имеют право посещать органы госвласти и местного самоуправления, где происходит избирательный процесс.