Что нужно знать при налоговой проверке? Советы юристов
Фото: pmka.su
Каждому предпринимателю и предприятию известно, что налоговые проверки неизбежны. Как минимум раз в год придется встречаться с налоговым инспектором. Для того, чтобы быть к ней готовыми, нужно знать общие правила проведения проверок, а также наиболее часто встречающиеся ошибки налоговиков, из-за которых можно обжаловать результаты их изысканий.
Чтобы проинформировать криворожан по данному вопросу, мы обратились к юристам Правового центра «Гарант».
Существует несколько видов налоговых проверок:
- камеральная;
- документальная (плановая и внеплановая);
- фактическая.
Камеральная проверка проводится в помещении органа налоговой службы исключительно на основании данных, которые числятся в декларациях (расчётах) налогоплательщика. Проверяются все документы и информация, представленная плательщиком налогов, а так же всё что имеется у налогового органа. Согласие и присутствие налогоплательщика при проверке не обязательно.
Что касается документальной проверки:
- Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок. Проверке подвергаются налогоплательщики, которые имеют риск неуплаты налогов и сборов. B зависимости oт степени риска определяется периодичность проведения плановых проверок.
Такая проверка осуществляется не чаще одного раза по результатам отчетного календарного года, но не ранее сроков, определенных законодательством для сдачи годового налогового отчета (декларации) такими лицами, и предупреждается письменным уведомлением не менее чем за 10 дней о дате её начала.
- Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа государственной налоговой службы. Внеплановая проверка, проводимая уполномоченными контролирующими органами в отношении лиц, может осуществляться исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или в соответствии с решением суда.
- Документальная плановая выездная проверка проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.
- Документальная внеплановая невыездная проверка проводится в помещении органа налоговой службы. Документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы исключительно на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, оформленного приказом, и при условии направления плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и места проведения такой проверки.
В случае, если Вы не получили уведомление на проверку, требуйте у проверяющих доказательства того, что уведомление о проверке действительно было направлено Вам вовремя. В таком случае Вы можете настаивать на составлении расписки о получении уведомления, непосредственно от инспектора, пришедшего на проверку в день его визита. Тогда у Вас будет 10 дней для подготовки к проверке.
Фактическая налоговая проверка проходит по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, нахождения хозяйственных или других объектов его права собственности, без предупреждения налогоплательщика. Целью данной проверки является проверка соблюдения налогоплательщиком порядка осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками.
Эта проверка проводится на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом и направления на проверку. Приказ в свою очередь должен быть подписан руководителем органа налоговой службы и скреплен печатью. При этом копия приказа предоставляется налогоплательщику или должностному/уполномоченному лицу налогоплательщика до начала проведения проверки.
В направлении обязательно должна быть указаны: дата выдачи, наименование органа государственной налоговой службы, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (объекта), проверка которого проводится (фамилия, имя, отчество физического лица – плательщика налога, который проверяется), цель, вид, основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного лица, которое будет проводить проверку. При этом направление действительно в случае наличия подписи руководителя соответствующего налогового органа или его заместителя и мокрой печати этого же налогового органа.
При предъявлении направления налогоплательщику и/или представителям, такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления.
В случае отказа налогоплательщика и / или представителей расписаться в направлении на проверку должностными (служебными) лицами органа государственной налоговой службы составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении на проверку является основанием для начала проведения такой проверки.
Основанием для недопуска проверяющих к проведению фактической проверки является непредъявление проверяющими указанных документов или предъявление указанных документов, оформленных с нарушениями (п. 81.1 НКУ). Отказывать в допуске к проведению проверки по другим причинам запрещено. При отказе в допуске, проверяющие обязаны составить акт, который удостоверяет факт отказа (п. 81.2 НКУ).
В случае недопуска к проверке без законных оснований согласно п/п. 94.2.3 НКУ налогоплательщику грозит административный арест имущества, если он отказывается от допуска должностных лиц органа ГНС.
Продолжительность фактической проверки проходит не больше 10 суток. Однако срок может быть продлен еще на 5 суток по решению руководителя налогового органа на основании: 1) заявления субъекта хозяйствования; 2) сменном режиме работы или общем учете рабочего времени субъекта хозяйствования.
Налоговый кодекс Украины закрепляет право налоговиков на осуществление «контрольной расчетной операции» перед началом проверки, то есть еще до предъявления направления на проведение фактической налоговой проверки (п. 80.4 НKУ). Поэтому фактическая проверка может начаться с такой «контрольной расчетной операции».
Таким образом, «контрольной расчетной операции» может проходить даже без обязательного присутствия должностных лиц предприятия. В такой ситуации лица, фактически осуществляющие расчетные операции, обязаны самостоятельно допускать проверяющих к проведению проверки. Поэтому особую важность приобретает знание порядка допуска должностных лиц Государственной Налоговой Службы к фактической проверке.
После того как проверяющий сообщит о проведении «контрольной расчетной операции», сотруднику предприятия следует внимательно изучить приказ и направление на проверку. В данном случае действуют точно такие же условия для допуска, как и при проведении фактической проверки.
Результаты проверок (кроме камеральных) оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами органа государственной налоговой службы и налогоплательщиками или их законными представителями (при наличии). В случае установления при проверке нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.
Акт (справка), составленный по результатам проверки и подписанный должностными лицами, проводившими проверку, в сроки определенные Налоговым Кодексом, предоставляется налогоплательщику или его законному представителю, который обязан его подписать.
Срок составления акта (справки) о результатах проверки не засчитывается в срок проведения проверки, установленный Налоговым Кодексом (с учетом его продления).
В случае несогласия налогоплательщика с выводами акта такой плательщик обязан подписать такой акт проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта или отдельно в сроки, предусмотренные Налоговым Кодексом. (п. 86.1 НKУ).