«Я – профессионал». По ту сторону объектива. О профессии фотографа рассказывает Максим Горбацкий
Фото: Первый Криворожский
Фотография – это такое тонкое искусство, напрямую граничащее с глубиной человеческой души и таинством окружающего мира. Подобно зазеркалью, фотография открывает какое-то новое, совершенно иное измерение человеческому глазу, обнажая всевозможные эмоции и демонстрируя другой мир.
Не секрет, что сейчас мы живём в эпоху беспрерывных щелчков затворов цифровых фотоаппаратов, а искусство фотографии уже давно приобрело колоссальную популярность среди современных людей. Мы готовы часами разглядывать творения людей, смотрящих на мир по ту сторону объектива, постоянно находя для себя новый смысл увиденного.
Фотографов много, но талантливых и всецело отдающихся своей любимой профессии – единицы.
«Первый Криворожский» побеседовал с представителем фотоискусства, который не выпускает любимую фотокамеру из рук вот уже много лет, колесит по Европе в поисках новых кадров, обожает Уильяма Эгглстона и отдает предпочтение арт-фотографии. Максим Горбацкий поделился с нами кое-какими подробностями увлекательной жизни криворожского фотографа.
Мой отец - фотограф. Я был знаком с фотоискусством с самого девства, но никогда не хотел заниматься им. Я всегда желал стать художником. Но однажды я взял в руки фотоаппарат и с тех пор занимаюсь фото.
Мой первый фотоаппарат мне купили родители. Это была мыльница Olympus. Я тогда был еще мал и снимал классические фото вроде закатов, рассветов, различных пейзажей. Помню, тогда читал старую советскую книжку по композиции, мерял все трети, составлял кадр. Увидев мой первый снимок, папа сказал: «Нормально».
Я принимал участие в различных конкурсах, связанных с фото. Первый, который дал мне существенный толчок, был Международный конкурс для молодых фотографов в Севастополе. Одна из моих работ получила приз «Оригинальный взгляд», хотя тогда мне хотели дать главный приз, который в итоге завоевала какая-то слезливая работа с портретом ребенка. Потом был конкурс Sony World Photography Awards, на котором моя фотография удостоилась звания «Лучшая спортивная фотография года» и меня пригласили в Канны.
Разумеется, у меня есть свои любимые фотографы. Раньше это был Анри Картье-Брессон, классический фотограф, который снимал уличную фотографию в начале 30-х до 70-х годов. Можно сказать, что он придумал "уличную фотографию". Через него, наверное, прошли все любители данного искусства. Но Картье-Брессоном «наедаешься», поэтому после него я увлекся творчеством Георгия Пинхасова. Он член легендарного фото-агентства «Магнум». Когда-то я встретился с ним по счастливой случайности в Париже…. Эта встреча оказала на меня колоссальное влияние. Список любимых фотографов я, пожалуй, завершу Уильямом Эгглстоном, который не особо понятен большинству. У него довольное скучные фотографии, обыденные, но в них есть какая-то недосказанность и пустота, привлекающие внимание к его работам.
Раньше я снимал все то, что касалось эстетического и визуального аспекта фотографий, но не смыслового. Для меня имели огромное значение отражение, цвет, композиция. А в сложении этих факторов получались работы, в которых смысл совершенно не ясен. А вообще, смысл – это плохое слово для фото.
Фото для меня - это не зарабатывание денег. На этом виде искусства можно заработать много, если ты перейдешь на ремесленную фотографию. Например, свадьба, реклама, портфолио... Но я решил стать фотографом не для этого. Если я решу сколотить состояние, я, пожалуй, займусь чем-то другим. Для меня важнее творчество.
Свой первый гонорар я потратил на житейские радости. Когда-то мне заплатили 200 евро за публикацию моей маленькой репортажной фотографии в одной немецкой газете. Также мои работы продавались в киевской галерее, они оценивались в 400 долларов.
Если бы я знал, что нужно сделать для того, чтобы фотография вышла маленьким шедевром, таких работ у меня было бы достаточно. Вообще, шедевр – это слишком глубокое понятие. Его смысл в том, что это индивидуальное творение. Даже если тот, кто создал шедевр, захочет поделиться секретом, он попросту не сможет выразить это словами.
Я больше люблю цветное фото. Раньше мои работы были черно-белые, потому что тогда мне было проще работать в этой цветовой гамме. Переводить те же портеры в ч/б – это нехитрый рецепт. Сейчас я, конечно, работаю в цвете. Мне хочется фокусироваться на более тонких аспектах, и цвет при этом крайне важен. Мир ведь цветной.
Бывает, я совершаю фото-прогулки, куда же без этого. Рано встаю и иду на поиски хорошего кадра. Обычно я выхожу без конкретного понимания того, что я хочу заснять. Просто погружаюсь в происходящее и пытаюсь прочувствовать окружающую среду.
Сложно говорить о том, что бы я никогда не стал снимать. Все, что существует в мире, может быть сфотографировано. Если это вопрос этики, то я бы не хотел снимать какую-то острую социальную тему, чтобы не эксплуатировать ее. Всегда есть набор штампов, на основе которых можно создать историю. В Украине это, конечно, Чернобыль. Только ленивый его не снимал. Что касается меня, то тему Чернобыля я считаю донельзя заезженной.
Жанр ню очень популярен среди фотографов. Я же больше люблю просматривать такие фото, нежели их снимать. В ню главный месседж – это тело, которое всегда вызывает повышенный интерес. Именно поэтому среди «обнаженки» очень много скучных фотографий и спекуляций.
Грань между профессионалом и не профессионалом относительна. Человек может очень быстро стать хорошим фотографом, если у него есть вкус, а может заниматься фото хоть сто лет и все равно оставаться посредственным.
Фотография для меня должна быть в какой-то мере тонкой, но никак не кричащей о чем-то конкретном.
Современное фото как часть современного искусства, безусловно, развивается. Но развивается в своем направлении. Это развитие не отличается ничем от живописи, инсталляции и любого другого вида искусства. Автор уже не работает над своей работой технически: живописцы не пишут достоверные портреты, как это было раньше, фотографы не снимают диковинные места, подобно романтике прошлого века вроде National Geographic. Сейчас творчество направлено на какое-то внутреннее исследование. Интересный современный автор – этот тот, кто изощряется, использует эстетические традиции. Я бы назвал это: «Не вперед, а вширь».
Качества современного фотографа напрямую зависят от жанров, в которых он снимает. Например, репортажный фотограф должен получить знания в соответственной школе. Правда, в Украине практически негде добыть такие знания. Научиться владеть техникой, на самом деле, можно довольно быстро. Куда важнее композиционные знания. Если взять арт-фотографа, то можно сказать, что это абсолютно другой человек. В его работах задействована мозговая работа, а не техническая.
Идеальная модель – это человек, обладающий природной пластикой, естественностью.
Мне очень понравилось в Париже. Когда я снимал Эйфелеву Башню, я старался, чтобы она не походила на фото из открыток, ведь избежать штампов всегда тяжело. Также у меня вышла довольно неплохая съемка из Москвы, хотя тогда я считал, что этот город не имеет конкретного характера. Если говорить о съемках классических уличных фото, то лучшего места, чем Италия, я пока не нашел. Могу смело заявить, что старые европейские города крайне сложны для съемки, очень сложно избежать "открыток".
Мне нравится делать фото Кривого Рога, потому что я люблю всю эту эстетику больших микрорайонов, в ней определенно что-то есть. Я люблю свой родной город и отчетливо вижу красоту в его индустрии. Сейчас на арт-рынке не особо интересуются фотографиями из мировых столиц и туристических мест, а снимки таких городов как Кривой Рог могут быть интересны.
Из знаменитых людей я бы хотел сфотографировать актрису Еву Грин. Считаю ее потрясающе красивой.
Могу дать совет, который будет актуален как для меня, так и для остальных фотографов. Он заключается в том, что нужно обращать меньше внимания на технику и сосредоточиться на исследованиях и визуальном опыте. И, конечно же, читать, смотреть, пытаться привить себе определенное чувство вкуса, а также набирать опыт для того, чтобы в будущем не повторять уже созданного другими.