Телемедицина без мифов: как работают онлайн-консультации для пациентов на Криворожье
Фото: Первый Криворожский
О развенчании популярных предубеждений по другим заболеваниям читайте в нашем спецпроекте «Медицина».
Можно ли точно поставить диагноз онлайн?
На самом деле возможно. Телемедицинские центры располагают современным оборудованием, которое позволяет на месте обследовать пациента и виртуально передать врачу данные. Для этого каждый телемедицинский центр снабжен электронным стетоскопом, отоскопом, дерматоскопом, кардиографом и экспресс тестами крови. Медсестра проводит обследование, а врач сразу получает все данные, как в своем кабинете.
Правда ли, что телемедицина только для «простых» случаев?
Дистанционно консультируют врачи разных профилей: терапевты, кардиологи, эндокринологи, дерматологи, нефрологи, психотерапевты и другие специалисты. В большинстве случаев пациент получает полноценный план лечения или рецепта. Если же врачу не хватает данных, он направляет на очное освидетельствование.
Возможно ли виртуально получить лекарство или рецепт?
Возможно — врачи выписывают электронные рецепты, в том числе по программе «Доступные лекарства».
«Например, пациентам с диабетом не нужно каждый раз ехать в областной центр только за рецептом на инсулин», — объясняет Мария.
Обязательно врач должен видеть пациента вживую?
Благодаря современному оборудованию, которое позволяет на месте обследовать пациента и виртуально передать врачу данные, врач может увидеть пациента почти как при очном осмотре.Эффективна ли психологическая помощь онлайн?
Опыт доказывает обратное: многие пациенты отмечают, что им даже проще открываться во время онлайн-разговора. Многие пациенты консультировались с психологами или психиатрами онлайн и ощущали значительное улучшение психоэмоционального состояния.Насколько телемедицина качественная по сравнению с традиционным приемом у врача?
Безусловно, телемедицина имеет ограничение, однако некачественной ее некорректно называть.
Современные технологии помогают врачу видеть и слышать пациента почти так же, как в кабинете. Для этого телемедицинские центры оборудованы:
- электронным стетоскопом (записывает звук сердца, лёгких или внутренних органов);
- электронным отоскопом (специальной камерой для записи фото и видео уха, горла или носа высокого качества, врач может видеть все на экране так же, как у себя в кабинете, даже лучше);
- электронным дерматоскопом (специальной макрокамерой для качественных увеличенных фотографий и видеозаписей участка кожи, словно под микроскопом, что дает возможность дерматологу телемедицински сделать оценку и выставить диагноз);
- кардиографом (фиксирует работу сердца);
- экспресс тестами крови для определения уровня сахара, холестерина, гемоглобина, мочевой кислоты.
«Телемедицинские центры – это не просто "экран/телевизор", где пациент может увидеть врача, это в первую очередь специальные комнаты в местных амбулаториях, где работают обученные медицинские сестры, выполняющие указания врача и являющиеся "руками" врача на месте», – отмечает Евгений Урсалов.
Они могут посмотреть, проверить, сфотографировать, измерить, то есть все то, что будет делать врач физически на месте, выполняют медицинские сестры в наших центрах. Качество обследования в телемедицинском центре благодаря использованию современного оборудования почти равнозначно осмотру врача физически.
«Хотя далеко не все врачи сейчас имеют такое оборудование, как у наших телемедицинских центров, и часто врачи удивляются, что могут получить столько данных о пациенте», – добавляет Мария.
Медсестра проводит обследование во время консультации, а врач получает все данные сразу – это способствует быстрому принятию решения.
Заменит ли телемедицина «живой» осмотр врача?
Медицина это очень широкое понятие, поэтому будет правильно разделить, объясняет Евгений.
Телемедицински можно заменить осмотры семейного врача, терапевта, эндокринолога, кардиолога, аллерголога, дерматолога, гематолога и других специалистов, не требующих критического глазного осмотра при первичной консультации и в случаях, где медсестра на месте, следуя указаниям врача и используя оборудование, может произвести осмотр и передать.
Первоначальные осмотры гинеколога, проктолога, уролога, стоматолога — конечно, не проводятся телемедицински.
В то же время в условиях войны часто вопрос стоит в выборе альтернативы.
«Если пациент никак не может выехать в областной центр на консультацию врача, то при вариантах не лечиться вообще и лечиться с помощью местной медсестры и современного оборудования лучше получить консультацию врача и назначение к лечению», — говорит Евгений.В общем с 2023 во всех телемедицинских центрах проведено более 10 000 консультаций онлайн.
Кроме того, медсестры, работающие в телемедицинских центрах, всегда проходят обучение. Это один из ключевых этапов запуска телемедицинского центра.
«Именно поэтому перед открытием каждого телемедицинского центра мы инвестируем время в обучение. Это включает блоки, как работать с оборудованием, как планировать и проводить консультации, как пользоваться специализированным программным обеспечением. Высокий уровень уверенности медицинских работников во время консультаций повышает доверие пациентов, помогает расслабиться, открыться врачу и, следовательно, улучшает качество приема», — объясняет Евгений Урсалов.
Может ли врач точно поставить диагноз без физического осмотра?
Медсестра на месте выполняет роль ассистента, и с оборудованием она может провести такой же осмотр, который врач провел бы лично. Поэтому в тех случаях, когда медсестра заменяет врача физически, а врач получает все необходимые данные, телемедицина не отличается ничем от обычного визита в больницу. Разве что врачу или врачу нужны дополнительные данные, работа с медсестрой или спецоборудованием — он или она назначают повторный визит на очную консультацию.
«Например, в большинстве случаев дерматолог может назначить лечение на основе макросъемки дерматоскопом и фото/видеофиксации пораженных участков кожи, анамнеза пациента. Но был случай, когда врач сказал, что ребенка нужно привести на очное освидетельствование, потому что есть риск подкожных метастаз и необходимо провести пальпацию образований на коже. У медсестры не было квалификации для этого, поэтому пациент поехал на очное освидетельствование», — вспоминает Мария Чередниченко.
Все визиты в телемедицинские центры проходят по направлению семейного врача и регистрируются в единой государственной электронной базе, соответственно, каждый врач несет такое же соответствие за свои действия, если бы он принимал в своем кабинете.
Если врач имеет полную информацию о пациенте, корректность диагноза в большинстве случаев очень высока. Если же нужных данных не хватает, сначала собирается максимум информации и только потом принимается решение.
Телемедицина дает возможность проводить повторные консультации, подбирать и корректировать терапию/лечение, которое сработает на конкретного пациента..
Можно ли получить помощь узких специалистов?
У телемедицины практически нет ограничений.
Сейчас CASERS фокусирует свое внимание на отдаленных регионах, где нет общественного транспорта, где люди не могут свободно доехать в больницу. Поэтому телемедицина иногда остается вообще единственной надеждой», — говорит Евгений Урсалов.
Часто люди откладывают лечение, потому что нет средств поехать в областной центр, нет времени, или не знают, где в областном центре искать врача, как к нему записаться, как найти больницу и т.д.
Много случаев таких, которые нуждаются в лечении хронических болезней. К примеру, вопрос инсулина. Теперь только эндокринолог может составить план лечения и выписать рецепт на инсулин. Соответственно пациенту из села нужно полгода ездить в областной центр, чтобы продлить рецепт. С телемедицинским центром пациент может получить консультацию эндокринолога, не выезжая из своего общества.
Если у пациента уже есть результаты обследований, анализов, врач может сопровождать его на протяжении всего лечения. Консультации возможны со всеми специалистами.
Важно не только знать, как лечиться, но и понимать дальнейшие шаги, особенно когда только появились жалобы и не понятно, как действовать, куда и к кому обращаться.
Телемедицински пациент может получить направление к узкому специалисту, первичную консультацию, повторную консультацию или услышать мнение другого специалиста, регулярно консультироваться с конкретным специалистом, например эндокринологом (актуально для пациентов с хроническими заболеваниями), получить рецепт.
Может ли врач во время онлайн приема назначать анализы и лекарства?
Врач может выписать электронный рецепт и направление на дальнейшие дообследования и/или консультации. Нет разницы между телемедицинскими и глазными консультациями. Если врач имеет достаточно информации, достаточно данных о пациенте, может назначать лечение на месте. Все врачи, консультирующие телемедицински, работают с НСЗУ, в том числе по программе «Доступные лекарства», соответственно могут выписывать рецепты и создавать планы лечения.
Какие случаи можно решить дистанционно, а когда нужно обращаться лично?
Семейный врач, терапевт, эндокринолог, кардиолог, нефролог, аллерголог, дерматолог, частично невролог, ревматолог, гастроэнтеролог в большинстве случаев могут телемедицински либо закрыть запрос полностью, либо значительно сократить путь пациента. Во время первых визитов эти врачи могут направить пациента на дообследование и на основе результатов планировать дальнейшее лечение телемедицински или с необходимостью физического осмотра.
Конечно, телемедицински не проводится первичный осмотр гинеколога, проктолога, стоматолога, офтальмолога, уролога — для врачей этих специальностей первый физический осмотр является обязательным. В то же время, если у пациента есть результаты анализов, инструментальных исследований, рентген, КТ, МРТ, то консультации этих врачей вполне возможно продолжать телемедицински. Например, можно КТ сделать в районном центре, а предварительно с врачом проконсультироваться телемедицински в областном центре и договориться об оперативном вмешательстве, без необходимости дополнительных выездов на консультации.
Понятно, что в тяжелых или безотлагательных состояниях требуются обращения в больницу и 103.
Телемедицина – это в первую очередь о плановой медицине. Хотя уже есть аппараты, которые дают хирургам возможность на расстоянии тысячи километров проводить сложные операции. Поэтому уровень покрытия телемедицинских услуг ежегодно увеличивается, современное оборудование убирает потребность врача у пациента, и с развитием инноваций покрытие телемедицинских услуг будет только расти.
Какие технические требования необходимы для пациента, чтобы получить качественную помощь онлайн?
Пациенту следует обратиться в ближайший телемедицинский центр, где есть обученная медицинская сестра, оборудование и база врачей
Также существуют большие платформы, где пациент может из дома получить консультацию врача, но такие консультации значительно ограничены, чем в телемедицинском центре, когда медсестра рядом.
Врачу нужно иметь стабильную интернет/хорошую связь, компьютер/ноутбук, планшет или смартфон с камерой и микрофоном, быть зарегистрированным в электронной медицинской системе.
Есть ли в Украине законодательное регулирование телемедицины и насколько оно защищает пациентов?
Есть стратегия развития телемедицины Украины, ее приняло правительство до 2025 года. Стратегия предусматривает введение телемедицинских услуг в 80% учреждений здравоохранения до 2025 года. Номинально, возможно, в каких-либо регионах этот показатель был достигнут, но в практическом применении еще далеко.
Сейчас телемедицинская деятельность регламентируется следующими документами Министерства здравоохранения:
- Приказом от 19.10.2015 №681 «Об утверждении нормативных документов по применению телемедицины в сфере здравоохранения»;
- Приказом от 20.06.2022 №1062 "Об организации предоставления медицинской помощи с применением телемедицины в условиях военного положения".
Как получить консультацию в телемедицинском центре?
Для записи на телемедицинскую консультацию необходимо:
- получить электронное направление от семейного или профильного врача – это можно сделать и в самом телемедцентре;
- подготовиться и взять все медицинские документы - анализы, обследования (МРТ, КТ, УЗИ), справки и т.д.
Пациент обращается в телемедицинский центр, медсестра запланирует консультацию, затем пациент получает бесплатную консультацию, план лечения, направление или рецепт.
Количество повторных консультаций – безлимитное.
Планируете ли вы расширять этот опыт на другие населенные пункты Криворожья?
«Да мы однозначно планируем открывать еще телемедицинские центры. Если есть общины, желающие открыть телемедицинские центры, можно обращаться, будем ставить в очередь и планировать открытия», — говорит Евгений.Для этого нужно написать на почту support@casers.org
Контакты телемедицинских центров на Криворожье
- Грушевка - +38 (075) 186 00 48
- Украинка - +38 (075) 186 00 47
- Каменка — +38 (075) 186 00 46
- Казацкий Угол - +38 (075) 186 00 45
- Красная Колонна — +38 (075) 186 00 43
Работа над этим материалом стала возможна благодаря проекту Fight for Facts, реализуемому при финансовой поддержке Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии.