Труднее всего было во время зимних блекаутов: история криворожского школьного зверинца
Фото: Первый Криворожский
Война России против Украины повлияла на диких и домашних животных. Только после подрыва Каховской ГЭС под угрозой гибели 160 тысяч птиц и более 20 тысяч диких животных. Поэтому создание подобных зоологических уголков очень важно сегодня для сохранения биоразнообразия.
О его создании, расширении, и том, как зооуголок пережил начало полномасштабного вторжения, журналистке «Первого Криворожского» рассказал автор этого замысла – учитель биологии Константин Шмагайло.
«Небольшой уголок быстро перерос возможности кабинета биологии. Потому что когда одна клетка с попугаем, один аквариум с черепахой и один ящик с пауками, это еще ничего. А когда ящиков уже 10, аквариумов 5, а клеток 15, то все в кабинете уже не вмещается», — рассказывает Константин.
Администрация школы прониклась инициативой и выделила для школьного минизоопарка небольшое помещение площадью примерно 50 квадратных метров. В результате зоологический уголок переехал в одноэтажную пристройку в кабинет биологии.
«Дальше пошло-поехало. Учитель трудов настругал мне брусьев, мы с ним вдвоем сделали стеллажи. Потом наделали много самодельных вольеров, купили сетку. И вот месяц за месяцем, год за годом этот зверинец увеличивался в своих масштабах», — добавляет Константин Шмагайло.Школьный уголок фауны был создан прежде всего для популяризации биологии среди детей.
«Конечно, школьная программа предполагает изучение разных видов животных. Но все это в теории, по учебникам, в лучшем случае с использованием электронных технологий и Интернета. Одно дело, когда ты смотришь в экран, другое – когда чешешь за ухом кролика, собственноручно кормишь шиншиллу, или смотришь на экзотических мышей», — отмечает учитель биологии.
«Мы живем за счет пожертвований детей, родителей и бабушек. Люди из села везут зерно, я готовлю кормосмеси, кошу сено на даче, привожу веточки. Люди несут овощи. То есть, год войны мы пережили без потерь благодаря натурально продуктовым донатам», — рассказывает Константин Шмагайло.
«Наш зверинец не просто выжил. Труднее всего было во время зимних блекаутов. Перед городом встал вопрос выживания людей. А здесь зверинец. Но где заканчивается человечность, там теряется будущее. Что я скажу детям после войны? Где Моисей, Снейп, попугаи?», — вспоминает Константин.
Читайте также: Беженцы не только люди, но и животные: о влиянии войны на животный мир Украины
«Температура в зверинце снижалась до 16 градусов, а это критически для тропических птиц. Мы сшили палатки на клетки, для утепления, повысили калорийность кормов», — рассказывает учитель биологии.
Когда война началась, значительная часть детей уехала за границу. Ученики школу почти не посещали, потому что сейчас обучение в формате онлайн.
В гимназии очень строгая дисциплина безопасности. Детей пока в зверинец не пускают, потому что это опасно. Организованных экскурсий сейчас, как таковых, нет, из-за воздушных тревог. Но дети, проходя мимо школы, заглядывают в окна, скучают по зверушкам.
«В довоенное время 1-2 раза в неделю классы нашей школы ходили сюда на часы общения с животными. Брали веники, помогали мне здесь убирать, резали морковь, приносили яблоки, орехи. Больше всего дети любят кормить животных, конечно. Интерактивное действие такое классное. И кроликов почесать можно, шиншиллу погладить», — рассказывает Константин.На сегодняшний день в школьном зверинце достаточно много разных видов животных. Иногда сюда животных приносят на передержку, а затем оставляют навсегда. Потому что очень много детей уехало за границу.
В зооуголке проживают в общей сложности более тридцати теплокровных животных-млекопитающих, два десятка птиц, шесть черепах, тритоны, паук, тараканы, жуки, улитки.
В частности:
- шесть декоративных кроликов, которых зовут Бенджамин, Руда, Соник, мистер Блэк, Северус Снейп, мистер Уайт;
- четверо шиншилл – Моисей Львович, Хрустик, Дурепа, Поко-Поко;
- пара чилийских белок дегу – чемпионы по бегству Бонни и Клайд;
- ручная рыжая лесная белка (выверка) Василий;
- лабораторные крысы Чип, Гайка, бег Мама;
- много монгольских когтистых мышей-песчанок.
«Этого шиншиллу зовут Хрустик, потому что он все грызет. Он может съесть пластмассовую ручку, свой гамак в клетке. Поэтому ему постоянно дают орехи, чтобы он грыз скорлупу. Шиншиллы все любят общаться, они социализированы. Их посещают дети, они любят, когда их чешут, приносят им что-нибудь вкусное», — рассказал Константин.
«Еще у нас есть шиншиллы Моисей Львович. Он очень старенький, ему 18 лет. Он сердцеед и ловелас. Он такой ручной-ручной. Они живут максимум 20-22 года», – делится собеседник.
Также достаточно большая для школы коллекция птиц:
- четверо австралийских волнистых попугайчиков;
- парочка карелл;
- один попугай-неразлучник, правда, обычно, они живут парами, которые в природе выбирают себе сами;
- австралийский красно спинной поющий попугай;
- ткачики-амадины (воробцевидные птицы, обитающие в Восточной Азии и в Африке).
Живут там три вида водяных черепах, разнообразные тараканы кормовые, жуки. Их очень любят мыши, а черепахи питаются ими постоянно.
Если имеете желание и возможность помочь финансово на содержание зверинца.
Реквизиты:
ПриватБанк 5168 7520 8647 5285 (Константин Шмагайло)
Читайте также: Программирование роботов и выращивание наноклубники: STEM-образование в криворожской школе
Фото: Даніїл Токмаков