«Я – профессионал». «Пусть неведом будет нашим душам страх». Знаменитый криворожский каскадер Виталий Бондарь рассказал о риске, о работе, о кино...

«Я – профессионал». «Пусть неведом будет нашим душам страх». Знаменитый криворожский каскадер Виталий Бондарь рассказал о риске, о работе, о кино...

Фото: Первый Криворожский

«На крутых поворотах машину бросает в кювет. Снова дух замирает, но прекрасней профессии нет», - пела в сладких 80-х легендарная группа «Земляне» под рев гитар. Но кто же знал, что хит караоке тех времен будет таким актуальным на сегодняшний день, ведь самая опасная профессия, не побоимся этого слова, планеты интересна, востребована и любима как никогда. По крайней мере, пока существует кинематограф.

Каскадеры - это именно  те отчаянные и бесстрашные герои, которые легко покоряют силы природы и нарушают законы физики. Их профессия удивительная и таинственная, потому что она... анонимная. Например, в кино. В паре актер – каскадер обязанности распределены отчетливо и ясно: один получает ушибы, другой – признание и зрительские симпатии.

Каскадеры во время художественных фильмов и рекламных роликов подменяют актеров при выполнении рискованных трюков. Они сломя голову скачут на лошади, участвуют в бешеных автомобильных гонках, прыгают с головокружительной высоты, бесстрашно ныряют глубоко под воду, врываются в горящие дома.

Для таких супер-трюков крайне важны отличная спортивная подготовка, выносливость, смелость, находчивость, азарт, граничащий с оправданным риском и, конечно же, всецелая зависимость от адреналина.

«Первый Криворожский» побывал в настоящей обители экстрима и спортивного духа, а именно – в гостях у легендарного криворожского каскадера и мастера спорта СССР по мотокроссу Виталия Бондаря, который с удовольствием продемонстрировал нам свой уютный гараж, показал пару трюков с рулем, и, разумеется, рассказал о любимой работе.  

Виталий занесен в Книгу необычных рекордов Украины: стоя на мотоцикле, он преодолел расстояние от Кривого Рога до Днепропетровска за 2 часа 25 минут, прыгнул с 20-метрового обрыва на мотоцикле в реку, первый во всем мире столкнулся на мотоцикле с автомобилем,  проехал через Европу стоя на сиденье своего «железного коня»…. И это далеко не весь список трюков талантливого каскадера.

На сегодняшний день Виталий ведет занятия в собственной школе водительского мастерства, активно участвует в гонках на выживание, снимается в кино и не исключает возможности снять свое.

Впрочем, читайте сами. 

Я всю жизнь занимался спортом. Легкой атлетикой, волейболом, боксом.

Как-то раз я увидел в Кривом Роге спортивную секцию по мотоциклетному спорту. На тот момент я хотел профессионально заняться боксом, но не сложилось – отдал свое предпочтение мотокроссу.

У меня были довольно успешные результаты. В 1983-1984 годах я буквально не сходил с пьедестала почета, это был пик моего подъема.

Интерес к экстриму и технике зарождается в каждом парне. Как видите, я не исключение. У моего дяди был мотоцикл,  который я осваивал будучи в юном возрасте. С него, наверное, и началась тяга к тому, чем я сейчас занимаюсь.

В 1987 году я получил звание мастера спорта СССР по мотоциклетному спорту.

Пришло время, когда я почувствовал, что пора расставаться с соревнованиями. Профессиональные травмы и возраст сделали свое дело. Но я хотел продолжить жить в том ритме, в котором начинал, не желал расставаться с адреналином, с экстримом, с мотоциклами. Поэтому я решил организовать группу каскадеров.

Нас никто не обучал каскадерскому мастерству. Те трюки, которые мы выполняли во время соревнований, были просто переделаны нами в более артистичном стиле.

Основной состав каскадеров – 13 человек.

Мы начали демонстрировать свое мастерство на стадионах. Это трюковая работа, которая, само собой, нужна и для кино. Я перепрыгивал на мотоцикле 16 машин, а подобные трюки всегда востребованы в кинематографе.

Наша команда стала сниматься в фильмах благодаря Владимиру Жарикову, постановщику трюков в кино. Он привлек меня и моих ребят в кинематограф. Кстати, постановка трюков в таких картинах как «Пираты ХХ века», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Место встречи изменить нельзя» - его рук дело.  

Через время я стал сниматься в советско-индийских и советско-американских фильмах. Работал с такими студиями как Узбекфильм, Ялта-фильм, Мосфильм и общался с известными ведущими актерами.

В Кривом Роге снималось три трюковых эпизода. Например, телесериал под названием «УВД-2», художественный фильм «Крысы, или Ночная мафия», а также кино про правила дорожного движения о разъяснениях и последствиях поведения на дорогах.

Есть такое выражение среди спортсменов: «Тренированных тренировать – только портить». Тренировки как таковые нам не нужны. То, что у нас уже наработано – мы не оттачиваем.

Если мы делаем какой-то серьёзный трюк, то стараемся его не выполнять несколько раз. Чем больше раз ты это делаешь, тем больше риска для тебя. Если по сценарию кинокаскадеру нужно один раз упасть с высоты, то зачем это повторять по многу?

Когда делается опасный трюк во время съемок кино, то, чтобы его не повторять, ставится несколько камер из разных точек. Тогда уже выбирается подходящий кадр, снятый с нужного ракурса.

Иронично, но самый сложный трюк можно выполнить без единой травмы, а на простейшем погибнуть. Известный французский каскадер Жиль Деламар всю жизнь выполнял сложнейшие трюки с прыжками из крепости на секиры, а погиб из-за разворота на 180 градусов. И, кстати, я не знаю еще ни одного каскадера, который бы погиб на серьёзных трюках.

Близкие люди привыкли к моей работе. Конечно, поначалу я не говорил маме, чем занимаюсь, но она узнала о моей деятельности позже, когда я впервые травмировался. А супруга имела полное  представление, за кого выходит замуж.

Если бы мои дети захотели стать каскадерами, я бы сделал все, чтобы они этим не занимались.

«Мертвая петля» - довольно дорогостоящий трюк. Сам трюк длится несколько секунд, зато сколько мороки с подготовкой! Большая команда людей сооружает эту саму «петлю» довольно длительное время для того, чтобы после нашего выступления ее разбирать.

Думаете, что Джеки Чан сам исполняет все трюки? Как бы не так. У него есть свои каскадеры и множество дублеров.

Кстати, дублер и каскадер – это две большие разницы. Каскадер выполняет трюковую работу, связанную с экстримом. Дублер – это человек, который может заменить актера, например, в сцене с игрой в карты, где будут показаны руки, ловко тасующие колоду.

Случается, что на съемках кино три человека выполняют один трюк. Однако хитрости монтажа делают свое дело.

Некоторые фильмы мне крайне неприятно смотреть. Бывает, что сценарий замечательный, но постановка просто отвратительна. Представьте: едет автомобиль, в него стреляют из автомата, идут взрывы, но люди все равно остаются живыми. Советую таким фильммейкерам снимать фантастику. Также не люблю фильмы, которые слишком «напичканы» трюками.

Вы, наверное, считаете, что если я делаю трюки, то люблю смотреть исключительно остросюжетное кино? А вот и нет. Я люблю классику. «Операция Ы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Кавказская пленница» - мои любимые фильмы.

Да, я проехал из Киева до Лондона, стоя на мотоцикле, не касаясь руля управления. Этот мировой рекорд, который пока еще никто не повторил, хотели внести в «Книгу рекордов Гиннесса», однако для этого попросили оплатить регистрацию. Такие условия показались мне крайне оскорбительными. Взять семейные деньги для того, чтобы меня вписали в «Книгу рекордов Гиннесса»? Ну уж нет. Я свою миссию как спортсмен выполнил.

Самые опасные люди – это те, кто не имеет страха. У меня страхи, конечно же, есть. Нет, я не боюсь выполнять трюки, я боюсь последствий, боюсь причинить неудобства своей семье.

Трюки мы делаем, в основном, на советских автомобилях. Во-первых, они дешевле в ремонте, во-вторых, дешевле в запчастях. Что касается кино, то на съемочную площадку каскадерам чаще всего предоставляют иномарки.

Я люблю решительных людей. Пусть даже этот человек совершает ошибку, но делать он это должен решительно. Также и на дорогах: нерешительный человек быстрее попадет в аварийную ситуацию, чем решительный.

Очень жаль, что в нашем городе мало внимания уделяется секциям технических видов спорта. ДОСААФы прекратили содержать эти секции, и получилось, что ребята могут заниматься мотоциклетным спортом только в личном порядке. У нас в городе много действительно талантливых ребят, но не все из них могут позволить себе этот дорогостоящий спорт.

В повседневной жизни я вожу автомобиль довольно аккуратно, не нарушаю правила дорожного движения. Могу, конечно, немного превысить скорость, но если знаю, что от этого никому не будет вреда.

Ни один профессиональный спорт не давал здоровья людям. Да, он закаляет. Да, делает людей физически крепкими. Но не оздоровляет. Хотите быть здоровыми – занимайтесь физкультурой.

Если бы я снимал свой фильм, то он был бы «двухсторонним». Я бы хотел, чтобы в моем кино была затронута не только сторона экстрима, но и человеческая доброта. Мне вспоминаются слова Высоцкого: «Досадно мне, что слово «честь» забыто». А как давно вы слышали слово «честь» и слово «милосердие»? Я бы хотел, чтобы люди вспоминили эти слова.

Я советую каждому человеку стать профессионалом в своем деле. 

Фото: Максим Горбацкий

Комментарии (11)

18:27, 19 марта 2014

Спускайтесь к нам в шахту с каскадером.Мы вам там такие трюки покажем что у вас резинка на штанах лопнет.Когда вы про нас уже писать начнете.

18:47, 19 марта 2014

RЕАLIST, Там темно без дополнительного освещения и спец.камер некак

20:48, 19 марта 2014

[Гость] шахтер, напишите на почту сайта и о вас напишут! Хватит ныть под каждой статьей!!!

21:22, 19 марта 2014

[Гость] шахтер, так напиши в редакцию, они ж давали обьявление что б писали им желающие

Первый Криворожский

14:10, 20 марта 2014

[Гость] шахтер, Если вам есть что рассказать о вашей деятельности, не молчите! Пишите нам на почту [email protected] с пометкой «Рубрика «Я - профессионал!»» и мы с вами свяжемся!

18:52, 19 марта 2014

Отличный материал! Еще раз хочу отметить Анну как настоящего журналиста на этом портале!

21:23, 19 марта 2014

Классная статья

20:41, 20 марта 2014

Один из моих кумиров. Горжусь земля ком! Как-то в далеких 90-х был у них в группе в гараже на ЮГОКе- отличные ребята.

G-Host

13:44, 23 марта 2014

Я тоже помню в 90-х еще школьником приезжал на микрорайон Юбилейный, когда он пытался побить рекорд по прыжкам на мотоцикле в воду. Молодчага! Уважаю.

Валерьяночка

15:31, 26 марта 2014

Знакомы лично с Виталием Анатольевичем! Человек с большой буквы!!! Очень уважаю его и горжусь знакомством с такой замечательной личностью!!! Здоровья Вам и благополучия!!!!

21:14, 28 сентября 2014

мне приятно и сейчас что я имел возможность гонять на мотокроссе с Виталием быть участником группы каскадеров и даже быть помощником смертельного трюка

Ссылка скопирована в буфер обмена