Колодий не Масленица, или как советская власть паразитировала на украинских традициях

Колодий не Масленица, или как советская власть паразитировала на украинских традициях

Фото: С картины академика К.А. Трутовского

В последнюю неделю зимы в Украине еще со времен трипольской культуры празднуют Колодий или Масленицу. Несмотря на сходство названий и срока празднования, украинский праздник не имеет ничего общего с российской Масленицей. Но за сотню лет влияния русских на украинскую культуру — в наше время празднование этого праздника вынужденно переняло много российских традиций. Это изменило не только название, но и суть: вместо вареников ели блины, а вместо примирения — драки на потеху толпе.

Поэтому давайте узнаем, как правильно праздновать Колодий, каких традиций и обычаев придерживались наши предки на этой неделе, и какие блюда готовили.

Дохристианское значение праздника

Праздник Колодия берет свое начало с праславянских времен, то есть до крещения Киевской Руси. Именно из него появилось название праздника, а также народные гуляния, привязывание колодки холостым парням и традиционные блюда. Все обряды были в честь весеннего пробуждения природы. Это практически был предновогодний праздник, ведь тогда наши предки праздновали Новый год с наступлением весны.

Колодий — это бог брака, примирения и согласия. Он приходит к людям в эту неделю, чтобы помочь восстановить утраченные за зиму силы и проснуться вместе с первым дыханием весны.
После Колодия молодые девушки уже начинают петь веснянки, ведь эта прекрасная пора года уже вот-вот наступит.

Этот древний украинский праздник возрождения всего живого, со своими уникальными традициями, заслуживает существования в быту украинцев по сей день. И это несмотря на то, что российская Масленица прочно укоренилась на наших землях еще с советских времен.

Еще одно название Колодия - "бабская неделя" и на то есть ряд причин.

Женщины плели куклу - колодку заматывали в ненужную ткань. И каждый день проводили с ней различные шуточные ритуалы. А еще в течение этой недели мужчины должны были слушаться женщин и выполнять их прихоти.




Украинский историк и этнограф Степан Килимник так описывал Колодий:

"На последней неделе перед Великим постом, сырного или сыропустного воскресенья, в понедельник, сходились в корчму только женщины.
Незаметно одна из них клала на стол запеленутое полено и тогда все сразу выкрикивали: "Родилась Колодка (или Колодий) родилась! Колодка родилась!". Брались все за руки и оживленными движениями, с веселыми выкриками-выкриками и соответствующими песнями, поемыми сейчас на крестинах, вроде "А уже наше дитя родилось, а уже дитя на свет Божий да и появилось", - трижды обходили вокруг стола, приговаривая: "Колодка родилась!". Затем, во вторник, колодка крестилась, в среду ей справляли крестины, в четверг она умирала, в пятницу ее хоронили, а в субботу поминали, тосковали и плакали по ней".

Украинские традиции

Историк Александра Набока в комментарии "Первому Криворожскому" поддерживает коллег - Колодий в украинском народном сознании ассоциировался с праздником прихода весны. Он имеет древние, языческие корни.

"Весна, начиная с трипольской культуры, ассоциировалась со временем, когда все живое должно было продолжать свой род. Поэтому символическому осуждению подлежали молодые люди, которые с приходом зимы оставались одиночками. На них вешали символические "колодки", — рассказал Александр Викторович.




Молодых людей, которые не успели жениться до праздника, ждало шутливое наказание — холостым парням цепляли на ногу или к поясу символическую "колодку". Это было первое, что попадалось под руку женщинам, которые хотели вышутить из парней — качалки, поленья, платки, ленты или цветки.

После Великого поста, мужчина, который уже выбрал себе невесту, выменивал у нее эту колодку на пасхальные писанки.

А еще, за неделю до начала Великого поста, все пытались помириться. Люди прощали друг другу старые обиды и просили прощения, особенно это было принято в воскресенье, когда позади оставалась целая неделя веселья и вкусной еды. Поэтому Колодия в Украине часто называют праздником "примирения".

"Этот праздник, с таким набором традиций, определяло этническую специфику украинского народа, древней земледельческой общности, - рассказывает Александр, - Зато советская идеология, которая шла путем интернациональной унификации народов, пыталась сделать из Колодия - мероприятие формального, фольклорного значения, в основе которого была российская версия с блинами, как символами солнца (у нас были вареники с сыром) и сожжением символического чудовища - зимы ".

По словам Александра, Колодию в советской интерпретации был предоставлен статус "Масленицы" - в русской православной традиции это был последний религиозный праздник, перед предпасхальным Великим Постом, когда можно было есть все. "Этот подход был еще дореволюционным, однако был подхвачен советской властью ради идеологических целей", - отметил Александр Викторович в комментарии "Первому Криворожскому".

Советская власть, которая мечтала уничтожить все украинское, умело навязала "новые" привычки и обычаи украинцам. В частности празднование Масленицы с праздника плодородия и семейных ценностей, превратилось в шумное гуляние, с драками и сожжением чучела. Другое название, блины на замену традиционным вареникам — лишь часть из плана создания иллюзии так называемых "братских народов" республик на территории тогдашнего СССР.

Что готовили на Масницу

Кроме шуточного наказания холостых парней в эти дни много готовили и ели. Подавляющее большинство блюд содержала немало масла, творога, сметаны и других молочных продуктов вроде заквасок. Ведь в украинских селах всегда было достаточно молока. Вареники — главное блюдо на Колодия. Обычно их готовили с творогом и обязательно щедро смазывали сливочным маслом. Обычай приготовления вареников существовал еще во времена Трипольской культуры, задолго до навязанных в советские времена блинов.

Вареники символизировали молодой месяц, который в свою очередь был символом женской энергии.

Кроме вареников готовили и другие блюда на основе молочных продуктов: сырники, творожные бабы, лапшу и галушки. Их также варили на молоке. А из молока делали ряженку, колотуху, растирачку, кисель. Все каши также готовились на этой неделе исключительно на молоке. О блинах, которые так любят на лопатах раздавать в России, в Украине речь не шла.

Читайте также: Мифы московского патриархата о Крещении

Редактор: Денис Шабанін

Ссылка скопирована в буфер обмена