Как военное положение изменит жизнь украинцев (ИНФОГРАФИКА)

Как военное положение изменит жизнь украинцев (ИНФОГРАФИКА)

Фото: news.mail.ru

Атака российско-террористических войск на Мариуполь подняла в украинском обществе вопрос о введении военного положения.

Многие требуют от Президента введения такого положения в Украине, но большинство даже и не подразумевает, что принесет нашему государству ввод военного положения. Итак, какие изменения ждут нашу страну в случае такого сценария.

Процедура ввода военного положения на территории Украины производится согласно статьи 1 Закона Украины «О правовом режиме военного положения».

Кроме того украинское законодательство требует, чтобы указ о введении военного положения содержал конкретные сроки, когда особый режим завершится.

Процедура введения военного положения – это четыре шага.

1. Сначала Совет национальной безопасности и обороны готовит и подает президенту Петру Порошенко предложение ввести военное положение по всей Украине или на части ее территории. Например, на территории Донецкой и Луганской областей.

2. Когда администрация президента оформляет решение в виде указа главы государства, а президент подписывает этот нормативный акт.

3. Депутаты Верховной Рады в течение двух дней на своем заседании утверждают указ президента – для этого требуется стандартное количество в виде минимум 226 голосов.

4. И, наконец, сразу же после утверждения в парламенте, СМИ немедленно оглашают указ президента, после чего режим военного положения официально стартует.

Статья 24 закона требует, чтобы правящая администрация Украины сразу же после введения военного положения сообщила об этом генеральному секретарю ООН с целью информирования всех стран-членов ООН. Поскольку Украина является участником Международного пакта о гражданских и политических правах, украинские власти должны конкретизировать в таком сообщении, какие именно права украинцев ограничиваются и на какой срок.

Отмена военного положения аналогично требует соответствующего указа президента. Инициировать отмену может СНБО и Верховная Рада, обратившись к президенту с подобным предложением. Указ президента, отменяющий военное положение, не требует отдельного утверждения в парламенте. Однако о таком решении обязаны немедленно сообщить СМИ Украины.

После этого военное командование получает широкий спектр полномочий, в том числе ограничивать передвижение граждан, их въезд и выезд с территории чрезвычайного положения, запрещать деятельность партий и организаций, массовые мероприятия, проводить обыски и досмотры, менять режим работы СМИ и цифровых сетей, отчуждать имущество физ- и юрлиц, а также вводить карточки на продукты питания и товары первой необходимости.

Статья 1 Закона Украины «О правовом режиме военного положения», гласит:

Военное положение – это особый правовой режим, который вводится в Украине или отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В переводе с юридического на человеческий язык, военное положение – это:  

  • чрезвычайная ситуация, вызванная военным вторжением или угрозой такого нападения на Украину;  
  • наделение военных подразделений и государственных органов особыми правами, в первую очередь в нарушение действующего законодательства о частной собственности;  
  • ущемление прав гражданского населения и бизнеса, обязанных по требованию военного командования выходить на общественные работы или предоставлять свое имущество для нужд армии.

Несмотря на то, что по Конституции президент Украины является верховным главнокомандующим ВСУ, на деле его полномочия по большей части церемониальны, что еще больше подчеркнула новая редакция закона о СНБО. Ключевым органом во время военного положения становится Ставка верховного главнокомандующего, а согласно Закону «О Совете национальной безопасности и обороны», именно секретарь СНБО «организовывает работу Ставки верховного главнокомандующего в случае ее создания» (пункт 9 ст. 13 закона о СНБО).

Что касается руководства Вооруженными силами, то закон оставляет президенту право только лишь осуществлять «руководство стратегическим планированием применения Вооруженных сил Украины». То есть, на практике главе государства отводится задача ставить свою подпись под решениями о той или иной военной операции, а все ежедневные вопросы военного положения будет решать секретарь СНБО, хотя народ Украины таких полномочий ему никогда не давал.

Согласно статье 15 Закона Украины «Содержание мероприятий правового режима военного положения», военное положение нужно понимать в первую очередь как передачу расширенных полномочий командирам по всей иерархии ВСУ.

Во-первых, речь о полномочиях, которые условно можно назвать управленческими:  

  • вводить трудовую повинность для всех трудоспособных граждан (за редкими исключениями). Например, чтобы рыть окопы («с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер») или разбирать завалы после боевых действий («с целью ликвидации ситуаций техногенного, природного и военного характера»);  
  • использовать помещения и оборудования заводов и фабрик, офисы, мебель и оргтехнику, если военное командование решит, что так нужно для целей обороны;  
  • проводить эвакуацию населения и предприятий из опасных районов;  
  • вводить нормированное обеспечение продуктами и лекарства. То есть, речь идет о знаменитых карточках, подзабытых со времен Великой Отечественной войны.

Во-вторых, полномочия ограничивающего характера. Например, военное командование сможет вводить комендантский час как на всей территории Украины (если президент подпишет указ о военном положении для всей страны), так и в отдельных городах, районах и областях, когда обычный человек сможет перемещаться, только имея при себе специальное удостоверение или пропуск. То есть, на самом деле большинство из сорока с лишним миллионов украинцев не смогут выходить на улицу во время комендантского часа (если ВП введут на всей территории).

Также СНБО и Генеральный штаб смогут запрещать выезд и въезд из страны, а также перемещение «всего живого» по конкретной территории. А еще военное командование сможет «поднимать вопрос» о запрете деятельности политических партий и общественных организаций, если посчитает, что те своей деятельностью угрожают «суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан».

Также, военные во главе со Ставкой и СНБО получают право контролировать предприятия СМИ, шоу-бизнеса, культуры и т. д. Особо следует обратить внимание на полномочия запрета передачи информации через компьютерные сети, т. е. в первую очередь через Интернет. А если учесть, что принцип работы Интернет-сайта – это как раз передача информации, то такая норма может коснуться любого ресурса.

И, наконец, полномочия экспроприации, то есть, принудительного изъятия имущества:  

  • военные смогут изъять для временного использования любое имущество, в том числе легковые и грузовые автомобили – как у частных лиц, так и у государственных учреждений и частных компаний. В свою очередь владелец имеет право потребовать от старшего по званию как минимум расписку о таком изъятии, а командир роты или батальона должен выдать взамен «соответствующие документы установленного образца»;  
  • отбирать радиоприемники, телевизоры, видеокамеры, компьютеры и ноутбуки, а также любые другие технические средства связи, если военные вдруг посчитают, что их использование нарушает требования военного положения;
  • в принудительном порядке расселять солдат по частным домам, квартирам, гостиницам (закон именует это «военно-квартирная повинность»);  
  • принудительно отбирать любую собственность – как у граждан, так и юридических лиц – если военные посчитают, что имущество требуется «для нужд обороны».

Согласно статье 23 закона «О правовом режиме военного положения»владелец такого имущества имеет право потребовать у государства компенсации в денежном выражении или в виде другого имущества, если такое возможно. Если же автомобиль или ноутбук сохранились, то владелец может потребовать их возвращения. А вот что делать, если военный отряд изымет для нужд обороны пять автомобилей со стоянки (ведь владельцы не дежурят возле своих машин круглосуточно), а охранник потеряет расписки? И на имя кого командир отряда будет выдавать такие «документы установленного образца»?

Ниже предоставлена инфографика разница между антитеррористической операцией и военным положением в Украине.

Ссылка скопирована в буфер обмена