«Я - профессионал». Чарующие звуки музыки... «Первый Криворожский» в гостях у талантливого и трудолюбивого звукорежиссера Евгения Лукашкина

«Я - профессионал». Чарующие звуки музыки... «Первый Криворожский» в гостях у талантливого и трудолюбивого звукорежиссера Евгения Лукашкина

Фото: Первый Криворожский

Готова поспорить, что у каждого человека есть своя любимая песня, которая проигрывается в его плеере по кругу изо дня в день, заставляя испытывать гамму чувств и, словно всемогущая машина времени, переносит в далекие, но такие значимые для него воспоминания. У музыки есть одно магическое свойство: она, будто добрый волшебник, «телепортирует» нас далеко-далеко, полностью растворяя в своем колдовском звучании, и заставляет на время забыть о насущных проблемах, закрыть глаза и грезить о чем-то своем, очень личном. Но все ли знают, каким трудом создается прослушиваемая нами мелодия, вызывающая восторг и бурю эмоций?

Чарующий и чистый голос исполнителя, приятное звучание, грамотная аранжировка – это, по большей мере, заслуга талантливого и трудолюбивого звукорежиссера, который готов кропотливо работать над каждым звуком для получения потрясающего эффекта.

К слову, звукорежиссер – это интересная и творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков и их обработкой. Представитель данного рода деятельности производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий. Если говорить кратко, то именно этот человек работает над волшебным обволакивающим бальзамом в виде музыки, который вливается в наши уши через звуки стереосистем. 

«Первый Криворожский» побывал в уютном «логове» ака студии одного даровитого представителя данной профессии. О своих любимых исполнителях, о знакомстве с саунд-продюсером Киркорова и, конечно же, об особенностях создания всевозможных мелодий рассказывает звукорежиссер Евгений Лукашкин.

Музыка у меня в крови благодаря родителям. Моя мама окончила консерваторию  и преподавала струнно-музыкальные инструменты. Папа 25 лет пропел в группе «Стожары». А я продолжил их участь, так сказать, в ритме сердца. Сейчас абсолютно все мое время занимает именно звукорежиссура. Мне понравилось, как делается музыка с нуля: по инструментам, по квадратам, по такту… Потом  это все балансируется, редактируется и так далее. Мне интересно. Я занимаюсь этим 8 лет.

Для тех, кто не знает, звукорежиссер, в первую очередь, занимается пополнением фонотеки. Также в наши обязанности входит выстраивание звуковой картины для мероприятий и специально подбор подтекстовок музыкального произведения. Бывает, надо даже смонтировать из двух произведений одно, по-простому это называется «нарезать» музыку. Потом все это монтируется на диск, записывается, прожигается и выдается звукооператору. Но студийная работа несколько отличается  - в ней более детально пишутся голоса, потом это все сводится, мастерингуется. Я, например, практикую написания аранжировок с нуля. Хоть студийная работа и тяжела, но она интересна и разнопланова.

Если говорить о своеобразном звучании, то каждый звукорежиссер, конечно, отличается по своему индивидуальному вкусу. Один звукорежиссер, к примеру, любит в музыке плотность, другому нравится, чтобы голос «торчал», третьей обожает танцевальный стиль. Я – разноплановый. Единственная музыка, которую я не воспринимаю - это шансон.

Все музыканты - творческие люди и мне, разумеется, всецело интересно с ними работать. Но наибольшее удовольствие мне доставляет работа  с духовиками. Поверьте, духовой инструмент – это восхитительно.

Я работал со многими прекрасными и талантливыми людьми. Например, Катя Комар (солистка группы «Заклепки»), Николай Задерей, Алиса Петрик (участники «Голоса Країни»). Сейчас я познакомился с Анатолием Лопатиным, саунд-продюсером Филиппа Киркорова. Я стараюсь налаживать с ним рабочие отношения и набираться опыта.

Я более склонен к року, потому что начинал свой музыкальный путь именно с него. Мои любимые группы – это Within Temptation и Nightwish. Испытываю гамму положительных чувств к симфо-року и люблю симфонические оркестры,  ведь это пространственная музыка. Помимо прочего, я всегда прослушиваю саунд-треки из фильмов и обожаю, когда классические оркестры переигрывают современные песни.

Как сказал саунд-продюсер, который мастеринговал альбом Bon Jovi: «Обучиться звукорежиссуре невозможно где-нибудь». А ведь правда, сколько живешь – столько и обучаешься. Книги, интернет, практика, работа с опытными людьми – вот главные учителя в моей профессии.

Я бы хотел побывать или поработать в крупнобюджетных студиях. Можно сказать, это моя профессиональная мечта. Есть такая лондонская студия «Эбби-Роуд». Она по праву считается одной из самых крутых студий в мире. Там писалась легендарная группа Beatles и Sting. Ее бюджет позволяет покупать такие приборы, которые нашей стране и не снились. Один микшерный пульт там стоит около трех миллионов долларов.

Если говорить о том, как добиться естественного звучания неестественными путями, то здесь существуют свои методы. Например, использования плагинов, программных инструментов, выкручиваемых с помощью эквализации и обработки. Выходит, что играет, вроде бы, живой оркестр, а на деле все сделано с помощью техники.

Я провожу в студии по 13 часов в день. Да, у меня устают глаза, но, поверьте, это очень интересная работа. Меня тянет в студию как магнитом, это мой наркотик.

Я все время экспериментирую.  Считаю, музыка, в первую очередь, не должна утомлять мозг и быть перенасыщена различными эффектами. А вот присутствие «изюминки», благодаря которой хотелось бы прослушать песню от начала до конца, обязательно. Даже если мне, например,  понравилось только одно конкретное место в композиции,  я  уже могу прослушать песню около пятидесяти раз.

Кто не сталкивался с аранжировками, тот не поймет, насколько это сложный труд. Когда пытаешься сымитировать какое-то фирменное звучание, то ты внедряешься во все детали, чтобы составить полную картину. А когда используются какие-либо музыкальные инструменты, то на поиски звуков может уйти около десяти часов. Но при копировании мелодии у меня все равно формируется какое-то свое, совершенно индивидуальное звучание.

Я крайне самокритичен. Но это помогает мне расти и не стоять на месте. Если бы я постоянно думал: «У меня выходит делать музыку лучше, нежели это получается у других»,  то, конечно, я бы уже не смог развиваться, остановившись на достигнутом.

У певицы Златы Огневич есть песня «За лісами, горами». Так вот, это идеальная композиция, я просто балдею от нее. Я бы кланялся ее звукачу, настолько он вкусно все сделал. Просто мурашки по коже.

У меня есть любимые приборы, которые отличаются замечательным качеством. Это компрессор DBX 160A. На данный момент я не встречал более мощного прибора. И, кстати, он крайне востребован среди звезд, который подают райдеры.

Если говорить о цифровой и аналоговой технологии записи, то «цифра» больше передают чистоту. На нашем сленге это «честное звучание». А аналоговая технология передает немного  сатурации, «грязи», эффекта магнитной ленты. Когда сталкиваются опытные и начинающие звукорежиссеры, они начинают спорить насчет преимуществ цифровой и аналоговой записи. Звукачам старшего возраста не нравится цифровая запись, потому что в ней не хватает той самой сатурации, поэтому возникают извечные  словесные войны по этому поводу.

Единственный минус в моей профессии – это коррекция вокала. Очень утомляет его выравнивание по каждой нотке, по высоте тона и по длительности. Помните, были времена, когда люди кропотливо перебирали гречку, выбрасывая попавшийся в ней мусор? Так вот, лучшего сравнения для коррекции вокала просто не сыскать.

На сведение не должно уходить много времени. Если инструменты хорошо звучат и правильно расставлены, справиться со сведением можно и за час. Я считаю, что если с этим долго возишься, то трек становится только хуже. А вот создание аранжировки может длиться от двух дней до недели.

Здесь я работаю, а дома стараюсь отвлечься от всего, особенно от музыки. Хотя, знаете, это сложно, ведь музыка повсюду: на улицах, в кафе, в клубах… Люблю смотреть кино, гулять в парке. Но отдыхаю от музыки я только тогда, когда сплю. 

Самое сложное в моей профессии – добиться одинакового звучания всех треков. Они постоянно звучат по-разному: то гитара звучит громче, то бас тише, то барабаны слишком хлопают…

Всем, кто хочет стать звукорежиссером, я желаю искренне и всецело любить свою профессию. Без этого из вас не выйдет хороших специалистов.  Поверьте, это не та работа, чтобы трудиться только ради денег. Тут надо уметь творить и чувствовать музыку. И слушайте полные симфонические оркестры, это будет способствовать вашему развитию. 

Фото: Максим Горбацкий

Комментарии (4)

Злой

18:59, 09 июля 2014

Обалденная работа.Тем,кто слушает мп-3 не понять.

Den111

15:27, 10 июля 2014

О! Женька! Действительно талантливый и любящий всей душой музыку парень. Несколько лет назад мы вместе длительное время играли в группе на Ингульце, которую Женя основал и был солистом. Всё собиралось своими силами, аппаратура, инструменты. Сейчас уже вышел на новый, качественный уровень и его хобби стало для него любимой работой )))
Творческих успехов!

адекватный

16:08, 10 июля 2014

ба))) какие люди- господин лукашкин))) ты женек, прямо звезда!))) автограф забегу возьму!!!

max_midas

12:51, 11 июля 2014

Уровень работ действительно серьезный. Слушал работы как коммерческие (туши, заставки, диктор, реклама и т.д.) так и художественные - очень круто. Кстати кому нужно - найдите его в ВК. Правда есть минус - вклинится в очередь сложно - спрос велик. Но работы того стоят!

Ссылка скопирована в буфер обмена